Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Шесть лет – никак не юбилей. Но начинающаяся в понедельник очередная, шестая конференция «Валдайского клуба» склоняет к размышлениям на темы накопившейся уже истории «валдайцев», сложившихся в клубе традиций и прецедентов.
Достаточно посмотреть на записи хода дискуссий всех «валдаев», чтобы увидеть всю историю отношений по линии Россия – Запад за эти шесть лет. Причем с опережением на год-два. И посмотреть, как умные люди (с российской, американской или европейской стороны), оказывается, еще тогда пытались послать какой-то важный сигнал или предложить умную идею для обсуждения, и что из этого получилось.
Здесь надо напомнить, что речь о совместном проекте РИА Новости и Совета по внешней и оборонной политике. Они организуют ежегодно в начале сентября конференцию практически всех ведущих русологов-советологов Запада (с небольшими восточными добавками). На конференции, проходящей в каком-то из российских городов, зарубежные эксперты дискутируют со своими российскими коллегами. А затем, неизменно и в любую погоду, проходила их встреча сначала с крупными политиками и чиновниками российского правительства, а потом - с президентом Владимиром Путиным. Сейчас, соответственно, с Дмитрием Медведевым, но все равно и с Путиным тоже. Внешнему миру Валдай известен именно этими встречами, с массой интересных вопросов и ответов. Но не будем забывать, что это только завершающее валдайское мероприятие, а крутится все вокруг конференций. На которых раз за разом обсуждается: что Западу делать с Россией? Что России делать с Западом?
Сначала, как известно, бывает слово. Потом оно протекает в политические и правящие круги (поскольку на Валдай приезжают не просто эксперты, но и советники своих правительств). А вот потом – всякое случается.
Вот эпизод второй конференции – сентябрь 2005 года, Тверь. Фиона Хилл (США) говорит, что начинает возникать мысль – а не хватит ли призывать Москву к «переговорам с чеченскими борцами за свободу», не пора ли начать какое-то сотрудничество Запада и России по поводу Северного Кавказа? Сейчас уже мало кто это помнит, но начало 2000-х прошло под дружный вой насчет этих самых «переговоров». Поскольку идея была очевидно глупой, Москва брала это на заметку: ее склоняют к самоубийственной политике, стремятся ослабить.
И ведь действительно после 2005 года Чечня как-то исчезла с радаров пропагандистской войны, которая идет постоянно, только темы меняются. А начиналось все за год до того, в сентябре 2004, когда первый из Валдаев, собравшихся в Новгороде, прошел под телепередачи из Беслана. Но, как сказала та же Фиона, западной публике потребовался год, чтобы поменять (из-за Беслана) отношение к чеченской войне. В любом случае, ясно это стало именно на валдайских конференциях. Другое дело, что пропагандистская война на этом не завершилась, сменились только ее темы.
Или еще пример – самая эффектная из всех конференций, год назад, в Ростове-на-Дону. Ровно месяц после нападения Грузии на Цхинвали и всех прочих событий. Мировой кризис. Тогда многим в России казалось, что весь без исключения «Запад» не просто стоит на стороне агрессора, но готовился к этому заранее – и это попросту война. И только на ростовском Валдае стало ясно, что все далеко не так просто.
Тема разрушительной роли СМИ в отношениях Россия-Запад звучала на всех Валдаях и раньше, но ее как-то не замечали, считая слишком очевидной. Но вот в Ростове прозвучало: освещение европейскими СМИ конфликта в Грузии – подстрекательство к противостоянию. Масс-медиа участвовали в продаже лжи публике с катастрофическими результатами (об этом говорил Анатоль Ливен, Великобритания, и еще несколько человек).
Там же, в Ростове, стало понятно: после грузинского эпизода «перезагрузка» отношений России и Запада неизбежна, после почти двух десятилетий ошибок. А вот как перегружать – об этом говорили в прошлом году и будут говорить в этом. Разговор длинный и сложный.
Именно на Валдаях обкатываются новые тезисы из числа тех, что России потом приходится выслушивать, в виде пропагандистской кампании, еще год-другой. В том же Ростове возник вопрос – что это за «сферы безопасности» и «сферы влияния», которые Россия пытается установить в ближайшем своем окружении? Потом эти слова прозвучали в речи Барака Обамы в Москве. Притом что никакой ясной концепции «сфер влияния» Москва не предлагала, формулировка пришла с другой стороны, и именно через Валдай.
За эти шесть лет сложилась некая структура Валдайского клуба. Российские его участники меняются часто. Зато мы почти неизбежно видим и слышим «доброго» Николая Злобина и «злого» Ариэля Коэна (США), Джонатана Стила и Бобо Ло (Великобритания), Тьери де Монбриаля (Франция) и других. Постоянно наезжает какая-то новая команда из США, в том числе люди, близкие к республиканской или демократической администрациям. Активно меняется британская публика, причем очень высокого уровня (по умению мыслить). Начали появляться все в большем числе «незападные» эксперты – китайцы, индийцы, иранцы.
В этом году конференция пройдет в Якутске. Подобно тому, как в 2006 году валдайцам показали российскую нефть и Ханты-Мансийск, сейчас не обойдется без золота и алмазов. А вот тема дискуссий… звучит она неярко: действительно ли закончилась «холодная война»? Вроде бы, уже столько всего на эти темы сказано… Еще тема: новые вызовы – факторы объединения или раскола? Вот это интересно. Потому что одно дело – добивать рефлексы прошлого, другое дело – заглянуть в будущее и посмотреть, к чему оно толкает все тех же уставших от вечных споров Россию и Запад. Кстати, на этом заседании будут блистать и азиатские члены клуба, олицетворяя собой те самые «новые факторы». Понятно, что обсудят и перезагрузку отношений с США, и что тогда будет с Европой.
А дальше – все зависит от того, насколько правительства умеют слушать экспертов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции