В преддверие Валдайского форума корреспондент РИА Новости побеседовал с Клиффом Купчаном, директором отдела Европы и Евразии Евразийской группы о том, каким проблемам стоит затронуть и чему уделить особое внимание при обсуждении экономических вопросов на форуме.
- Каким проблемам, с Вашей точки зрения, стоит уделить внимание на предстоящем Валдайском форуме?
- Я бы выделил три группы вопросов: военно-политические, политико-экономические, а также общий характер отношений России с Западом.
Наиболее острые проблемы, те, которым на Валдайском форуме следует уделить особое внимание, относятся к военно-политической сфере. Вопросы, касающиеся соседей России, так называемых стран ближнего зарубежья, препятствовали развитию диалога России и Запада на всем протяжении пребывания у власти в США администрации Джорджа Буша, и могли бы поставить под угрозу срыва начавшийся процесс «перезагрузки». Дело в том, что российская политическая элита считает страны ближнего зарубежья зоной особых интересов, в то время как американское правительство всегда отстаивало принцип суверенитета и территориальной целостности европейских государств.
Экспертам Валдайского клуба необходимо разобраться, что именно Россия подразумевает под таким понятием как сфера интересов. Российские и западные ученые и политики должны направить совместные усилия на преодоление противоречий в восприятии этого региона у себя на родине.
В продолжение военно-политической тематики следует сказать, что вопрос расширения НАТО также требует обсуждения на высшем уровне. Российское руководство крайне негативно настроено по отношению к возможному вступлению Украины и Грузии в НАТО, в то время как США и Запад в целом настаивают на том, что любая страна может добиваться присоединения к альянсу. Западные и российские участники форума должны дать оценку позиции администрации Барака Обамы по этому вопросу и понять, удастся ли разрешить противоречия. Надо сказать, что для Москвы американо-грузинские отношения - болезненная тема, и российским участникам форума необходимо донести до коллег позицию своей страны в этом вопросе.
Следует также уделить внимание стратегическим вопросам ядерной безопасности. Некоторого успеха в сфере противоракетной обороны удалось добиться на июльском саммите, когда стороны договорились о проведении совместной оценки ядерной угрозы. В связи с этим, возникает вопрос: возможно ли достичь компромисса в скором времени? реальна ли «ядерная перезагрузка»? Если говорить о дополнении к Договору СНВ, стороны расходятся во мнении относительно допустимого количества пусковых установок. Даже если будет подписан новый договор, надо понимать, что у России и США нет конкретной долгосрочной программы сотрудничества в ядерной сфере.
Что касается европейской тематики, Россия настаивает на заключении нового договора по безопасности в Европе. Многие западные аналитики не совсем четко представляют себе, что именно предлагает Россия; этот вопрос также нужно прояснить на форуме.
Известно, что Россия активно сотрудничает с США на афганском направлении. Можно ли усилить это взаимодействие, и почему Москва оказывает максимальную поддержку Вашингтону именно в этой области?
Наконец, США и другие западные страны надеются на содействие России в решении иранского вопроса. Участники форума должны обсудить, как Москва может помочь в вовлечении Тегерана в диалог, и поддержит ли она «парализующие санкции» против Ирана, если попытки урегулировать конфликт дипломатическими методами окажутся тщетными.
Наконец, огромную опасность представляет распространение оружия массового поражения, поэтому участники форума должны обсудить механизмы сотрудничества Запада и России в этой области.
- На что, по вашему мнению, следует обратить внимание при обсуждении экономических вопросов?
- Что касается политико-экономических проблем, российское руководство долгое время заявляло о необходимости обеспечения энергетической безопасности и соблюдения принципа взаимовыгодного сотрудничества с Европой. Российские участники форума должны дать оценку прогрессу, которого Москва добилась в этой сфере, а их европейские колллеги могли бы поделиться своим видением развития энергетического диалога.
Взгляды России и Запада на развитие диалога в формате Большой двадцатки также нуждаются в обсуждении. Необходимо выяснить, насколько эффективными российская элита считает совместные усилия государств в деле преодоления последствий финансового кризиса, и какие цели Москва будет преследовать на саммите в Питтсбурге.
Далее, процесс вступления в ВТО: как соотносятся заявки России, Казахстана и Белоруссии на присоединение к этой организации? Какие основные заинтересованные группы поддерживают вступление в ВТО, а какие выступают против?
Наконец, последний о порядку, но не по значимости вопрос: доверие между Россией и Западом. В последние девять лет понятие доверия исчерпало себя как таковое, а без него реальная «перезагрузка» невозможна. Некоторые представители российской элиты считают, что команда Обамы кардинально отличается от своих предшественников. Считается, что новая американская администрация проводит более прозрачную политику, демонстрируя желание консультироваться с Россией, прежде чем принять то или иное решение. Но вопрос в том, как изменяется с течением времени отношение российского руководства к Обаме, и достаточно ли будет этого изменения в отношении к американскому лидеру для того, чтобы осуществить прорыв в долгосрочных отношениях между Москвой и Вашингтоном. Аналогично, для того чтобы США и другие западные страны стали больше доверять России, участники форума должны донести до коллег свое видение современной российской элиты, показав, как менялся ее облик за последние годы.
Внутренняя политика России всегда вызывала недовольство на Западе, являясь камнем преткновения в развитии американо-российских отношений. Какое влияние она будет оказывать на развитие этих отношений на протяжении пребывания у власти в США администрации Обамы?
В конечном итоге, многое зависит от способности сторон восстановить доверие. Холодная война в своем прежнем виде осталась в прошлом, но вопрос в том, к чему мы идем: к «холодному миру» или к «теплому миру»? По некоторым новым вызовам, таким как позиции сторон в отношении стран ближнего зарубежья, расхождения неизбежны, но способность реагировать на эти вызовы будет зависеть от степени доверия. Выстраивание доверительных отношений должно стать лейтмотивом дискуссий на Валдайском форуме.