ЛОНДОН, 4 сен - РИА Новости. Министры финансов и главы Центробанков стран большой "двадцатки" вряд ли представят на открывающейся встрече в Лондоне новые предложения по перестройке финансовой архитектуры, они обсудят ход принятых ранее инициатив, в том числе реформирование международных институтов и реализацию антикризисных стратегий, сообщил журналистам источник в российской делегации.
Финансовая G20 начинает работать в британской столице в пятницу, встреча завершится подписанием итогового коммюнике в субботу, 5 сентября.
"Основная тема встречи министров финансов G20 - подготовка к саммиту "двадцатки", который пройдет в американском Питтсбурге 24-25 сентября. Фокус внимания будет сосредоточен на ситуации в мировой экономике и координации дальнейших действий в антикризисной политике", - сказал он.
Выйти или остаться?
Член российской делегации напомнил, что некоторые страны, включая Германию, Францию и государства с развивающейся экономикой, считают, что пришло время детально разобраться в стратегии начала выхода из антикризисных программ (exit strategy), в частности, понять, как будет выводиться излишняя денежная масса из экономики, осуществляться переход от докризисного и кризисного финансового регулирования к посткризисному, и как избежать возможной высокой волатильности на рынках в этот период.
"Второй подход, который активно защищает министр финансов США Тимоти Гейтнер и его поддерживают Великобритания и Китай, заключается в необходимости продолжать политику стимулирующих мер, работать над усилением их эффективности, а переход к exit strategy осуществлять немного позже", - пояснил собеседник журналистов.
Россия в этом вопросе придерживается мнения европейских стран. "Ничто не мешает сейчас лидерам, тем более финансовым регуляторам, думать о том, как выстраивать посткризисную политику, как будет выглядеть финансовая система в этот период", - отметил источник.
По его словам, министры финансов G20 должны будут дать рекомендации лидерам стран, а для этого важно определиться, "где будет пролегать компромиссная линия, комбинация стимулирующих мер и посткризисных, когда они будут запускаться. Здесь очень важна синхронизация - разнобой будет негативен для мировой экономики".
МВФ и ВБ
Главы делегаций на лондонской встрече поднимут вопрос и о реформировании международных финансовых организаций. "Можно сказать, что уже приобретает конкретные очертания то, как будет выглядеть МВФ и Всемирный банк в недалеком будущем. Сроки реформы уже определены - 2011-2012 годы, поэтому сейчас должны быть приняты решающие шаги по сути реформы, в частности, какой будет сдвиг в распределении квот и голосов", - сказал источник.
Развивающиеся страны и, в частности, БРИК считают, что в результате нужно выйти на пропорцию развивающихся и развитых стран 50/50. Хотя это понятие "50/50" условно, сейчас в развивающийся мир попадают и Сингапур и Южная Корея, а они являются членами ОЭСР и входят в группу лидирующих экономик, подчеркнул представитель России.
Проблема, по его словам, заключается в том, что перераспределение квот и голосов должно, прежде всего, произойти за счет небольшого "ужатия" доли маленьких европейских государств.
"Они представлены непропорционально, чрезмерно. Это признается всеми, даже этими государствами, но пойти на такой шаг - болезненная мера и обсуждение пропорций этого сдвига, равно как и возможность модификации механизма управления фонда и банка необходимо обсудить", - уточнил источник.
Он напомнил, что есть разные мнения относительно механизма управления МВФ, в том числе, создание совета министров, когда увеличивается роль управляющих и уменьшается роль директоров в принятии решений.
Еще одна тема, которая активно дискутируется заинтересованными странами, связана с инструментами и капитализацией фонда и банка. Конгресс США уже проголосовал за выделение 100 миллиардов долларов на пополнение ресурсов фонда в рамках нового соглашения о заимствованиях (New Arrangements to Borrow, NAB), согласно которому страны обязались предоставлять дополнительные ресурсы МВФ, если возникает необходимость восстановления равновесия международной валютной системы или урегулирования кризисных ситуаций.
"Однако США оговорили, что эта сумма будет выделяться как доля, которая должна быть не более 20%. Таким образом, если США выделяют 100 миллиардов долларов, то сам фонд должен быть порядка 500 миллиардов. Естественно возникает риск, что, закачав такие большие деньги в эту структуру, мы снимем остроту необходимости реформирования системы управления фонда. Деньги поступят и процесс реформы может затянуться", - предупредил источник.
Третьей темой, которую поднимут на встрече министры, станет регулирование и функционирование Совета финансовой стабильности (FSB). "Там запущены рабочие группы по различным направлениям - банковскому, страховому, касающегося фондовых рынков. Первые результаты работы FSB в новом формате, с новыми полномочиями должны заслушать министры и определиться по дальнейшим шагам работы этой структуры", - заключил представитель делегации России.
Вопрос о введении налога на международные финансовые операции и о новых мировых валютах не был включен в официальную повестку дня G20, также сообщил источник.
Кроме участия в официальных мероприятиях "двадцатки" глава российского Минфина Алексей Кудрин встретится со своими коллегами из БРИК, в также проведет ряд двусторонних встреч - с министром США Тимоти Гейтнером, с главой Всемирного банка Робертом Зелликом и с министром финансов Бразилии Гидо Мантегой.