С 1 сентября 2009 года вступают в силу изменения в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", ограничивающие размещение объектов наружной рекламы. Однако борьба с чрезмерным количеством наружной рекламы велась в крупных городах России и ранее.
Москва
27 сентября 2007 года председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин подписал приказ "Об основных требованиях по размещению объектов наружной рекламы на территории Москвы", который содержал ряд запретов по размещению объектов наружной рекламы.
Так, например, в пределах третьего транспортного кольца запрещалось размещать на крышах зданий так называемые плоскостные панели — щитовые рекламные конструкции, а телеэкраны разрешалось ставить только так, чтобы сохранить "силуэт застройки с учетом сложившейся и планируемой системы градостроительных доминант".
Крупноформатные объекты наружной рекламы, в том числе рекламные перетяжки, должны были вписаны в архитектурный ландшафт. В зонах исторической застройки, а также зонах, представляющих архитектурно-художественную ценность для городской среды, установка таких рекламоносителей не допускалась, если их размещение влекло "нарушение визуального восприятия объектов охраны, архитектурных комплексов либо нарушение визуальных перспектив восприятия".
В начале 2008 года Комитет рекламы, информации и оформления Москвы разработал проект освобождения отдельных исторических территорий города от наружной рекламы. Он предусматривает образование в столице свободных от рекламы зон, которые включены в список природного культурного наследия ЮНЕСКО. Это территории вокруг ансамбля Кремля и Красной площади, Новодевичьего монастыря и музея-заповедника "Коломенское".
В марте 2009 года представитель Москомархитектуры Дмитрий Васильченко на общественных слушаниях концепции размещения рекламы в Центральном административном округе столицы сообщил, что рекламные перетяжки и транспаранты планируется убрать не только из зоны вокруг Кремля, но и в пределах всего Садового кольца.
К началу 2009 года была демонтирована почти половина рекламы у Кремля – 351 из порядка 800. Планируется, что территория вокруг Кремля будет практически полностью очищена от рекламных конструкций, в том числе на крышах зданий. Предполагается, что там останутся только указатели, на которых возможно размещение рекламы.
Санкт-Петербург
В марте 2003 года, накануне празднования 300‑летнего юбилея Санкт-Петербурга, губернатор Владимир Яковлев подписал Распоряжение "О мерах по упорядочению размещения рекламоносителей в историческом центре Санкт-Петербурга, а также в Пушкине, Павловске, Петергофе, Ломоносове".
В соответствии с документом новые рекламоносители площадью более 10 кв. м запрещалось устанавливать на магистралях и территориях I категории архитектурно-исторической значимости, а также в исторически сложившемся центре Петербурга.
В марте 2004 года правительство Санкт-Петербурга ввело запрет на установку рекламных растяжек на Невском проспекте на участке от площади Восстания до Адмиралтейского проспекта.
25 июля 2006 года было принято постановление городского правительства, освобождающее центр Петербурга от рекламных растяжек и биллбордов.
Документ содержал список улиц, которые планировалось очистить от рекламы, – магистрали Петроградского, Василеостровского, Центрального и Адмиралтейского районов. Всего было прописано более 70 улиц – так называемый "золотой треугольник" – историческая часть города. Согласно документу, установка и размещение рекламы по данным адресам должна производиться только в соответствии с "перспективными адресными планами". Остальные же конструкции должны быть демонтированы после истечения сроков аренды.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников