МОСКВА, 1 сен - РИА Новости. Транспаранты-перетяжки, ограничения на которые предусмотрены вступающими с 1 сентября в силу изменениями в российский ГОСТ по наружной рекламе, в одночасье не исчезнут, но теперь их судьба будет зависеть от местных властей и представителей ГИБДД, следящих за безопасностью дорожного движения, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
По их мнению, добровольно-принудительное исполнение нововведения негативно отразится на рекламном бизнесе и состоянии экономики в целом.
С 1 сентября вступают в силу изменения в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", ограничивающие размещение объектов наружной рекламы, в частности, ставших привычным горожанам транспарантов-перетяжек.
Согласно действующим в настоящее время нормам, средства наружной рекламы не должны быть размещены на аварийноопасных участках дорог, железнодорожных переездах, мостах, в туннелях и над путепроводами, на дорожных ограждениях, участках с плохой видимостью и т.п.
Сейчас разработчики ужесточили нормы для всех рекламных носителей, рассказал ведущий специалист компании "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский. Их не разрешается размещать над разделительными полосами, транспортными развязками и т.п. Перетяжки попали под пункт, ограничивающий размещение рекламных носителей вдоль обочин дорог и над проезжей частью. Ранее стандарт вовсе не акцентировал внимание на этом носителе, отметил эксперт.
Он рассказал, что по факту и сейчас порядка 80% стационарных рекламных носителей не соответствуют текущему ГОСТу, принятому без учета реалий рынка. В ближайшее время на смену ГОСТам должны придти техрегламенты, регулирующие инстанции понимают это и в основном относятся к нарушениям спокойно.
2% ВИНЫ, 90% НАКАЗАНИЯ
"Мы предложили свой вариант поправок в ГОСТ, однако, ему не дали хода, а прошел другой вариант, на мой взгляд, содержащий завышенные и не всегда обоснованные требования к безопасности", - сказал председатель технического комитета по стандартизации № 467 "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" Сергей Папаев.
Он согласился с тем, что наружная реклама не должна мешать безопасному дорожному движению. "Однако исследования говорят, что доля перетяжек среди прочих факторов, отвлекающих водителей на дорогах, составляет всего 2%. Убрать же, согласно принятым поправкам, придется почти 90% - наказание не соответствует степени вины", - отметил Папаев.
По его мнению, реклама не должна мешать восприятию дорожных знаков, разметки, причем на достаточном расстоянии, чтобы успеть среагировать. "Для этого необходимо создавать так называемые "треугольники видимости", - сказал он.
Никаких данных, подтверждающих повышенный риск аварийности именно из-за перетяжек, авторы поправок не предоставили, отметил Папаев. "По крайней мере, я о них не слышал", - уточнил он, добавив, что новация отражает субъективную точку зрения.
РЕКЛАМА КОНЦЕРТОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Рынок перетяжек специфический, рассказал Шумовский. 5/6 его объемов приходятся на Москву, где он занимает 10,7% всего объема рынка наружной рекламы, а прибыль от размещения перетяжек в 2008 году составляла 2,5 миллиарда рублей. В регионах на перетяжки приходится не более 6,5% рынка "наружки".
Вместе с тем, ряд рекламодателей отдают предпочтение именно этому носителю. На перетяжках рекламируют события - концерты, общественные акции, кинопремьеры и т.п. - это удобно благодаря возможности разместить рекламу сроком до 10 дней, (на щитах минимум месяц). Автомобильные бренды также считают перетяжки наиболее эффективным способом рекламы.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ГИБДД
Эксперты полагают, что перетяжки вряд ли исчезнут уже 1 сентября - нововведение касается только вновь установленных объектов. "Однако сегодня рекламные места приобретаются по конкурсу сроком максимум на пять лет. При последующем распределении они могут считаться вновь установленными - все будет зависеть от трактовки на местах", - рассуждает Шумовский.
"Это изменение вводится только в добровольном порядке, и, по закону о техническом регламенте, не носит обязательного характера, как и любые стандарты вообще", - напомнил Папаев.
Дальнейшее применение поправок будет зависеть от власти на местах, убеждены эксперты. Например, в Санкт-Петербурге власти активно ополчились на перетяжки, и, очевидно, сделают все, чтобы от них избавиться, полагает Шумовский. В ряде случаев ГИБДД, которая должна следить за тем, чтобы перетяжки не мешали движению, уже сейчас требует демонтажа конструкций, рассказал он.
Если ГИБДД примет и разошлет соответствующее рекомендательное письмо, исполнение нововведения станет добровольно-принудительным, полагает Папаев. "Это негативно повлияет на нашу экономическую ситуацию, особенно, учитывая кризис", - считает он.
Необходимо бороться с другими причинами повышенной аварийности - плохими дорогами, скверной подготовкой водителей, коррупцией при получении прав, полагает эксперт. "Давить на рекламщиков проще, но эффект от этого сомнительный", - добавил он.
Запрет на перетяжки станет серьезной потерей для рекламного бизнеса, по крайней мере, в столице, уверен Шумовский.