Гагик Багдасарян, обозреватель агентства «Новости Армении», специально для РИА Новости.
Очередное, казалось бы, сенсационное заявление внешнеполитических ведомств Армении и Турции о политических консультациях и подписании протокола об установлении дипломатических отношений с последующим открытием границ, вызвало некоторое замешательство в среде армянских политиков и политологов.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся «неожиданность» заявления, случившееся укладывается в рамки процесса, который с 2008 года получил название «нормализация армяно-турецких отношений».
После аналогичного заявления о намерении нормализовать отношения, принятого 22 апреля 2009 года министерствами иностранных дел Армении и Турции, также при посредничестве внешнеполитического ведомства Швейцарии, многим казалось, что процесс либо заглох, либо заморожен. Однако люди, близко стоящие к армянскому дипломатическому ведомству, в приватных беседах не скрывали, что интенсивность двусторонних консультаций нисколько не снизилась.
Все это должно было привести к какому-то результату и результат этот, судя по опубликованному сегодня заявлению, был действительно весомый.
Стороны впервые переходят от декларирования добрых намерений к озвучиванию конкретных сроков осуществления того или иного шага. В частности, Ереван и Анкара заявляют о намерении завершить в течение шести недель внутриполитические консультации и подписать протоколы об установлении дипломатических отношений и развитии двусторонних отношений.
В самом протоколе указывается, что границы между двумя государствами откроются в течение двух месяцев с момента ратификации документа.
Это означает, что так называемое урегулирование двусторонних отношений приобретает хотя и едва уловимые, но реальные контуры, которые могут привести к почти невозможному - разблокированию армяно-турецкой границы и выстраиванию некоего подобия добрососедских отношений.
Сам протокол о развитии двусторонних отношений, согласно его положениям, основан на обоюдном уважении и доверии. Стороны решили развивать двусторонние отношения в политической, экономической, энергетической, транспортной, культурной, научно-технической и других сферах, основываясь на общих интересах двух стран.
Более того, две страны заявляют о готовности максимально использовать существующие между ними транспортные, коммуникационные энергетические инфраструктуры и сети.
Реализация этого положения полностью изменит геополитическую и геоэкономическую конфигурацию в регионе, предоставляя возможность осуществления беспрецедентных региональных проектов с участием всех стран региона, в том числе России и Ирана. А в случае взаимоприемлемого урегулирования карабахской проблемы, экономические проекты могут выйти далеко за пределы региона.
О Карабахе в совместном протоколе не говорится, однако стороны подтверждают приверженность мирному урегулированию региональных и международных споров на основе норм и принципов международного права.
Кроме того, Армения и Турция намерены начать диалог в исторической плоскости, направленный на восстановления доверия между двумя народами, в том числе «уточнение» существующих проблем посредством научного и беспристрастного изучения исторических документов и архивов и разработку соответствующих предложений.
Здесь речь, несомненно, идет об изучении фактов, связанных с Геноцидом армян в Османской империи 1915 года. Примечательно, что ни о какой армяно-турецкой комиссии историков, создание которой болезненно воспринимается в армянском обществе, здесь не говорится. В Армении многие считают, что подобная комиссия бессмысленна, так как сам факт Геноцида не нуждается в доказательствах. Включение пункта об изучении исторических фактов, несомненно, может стать предметом спекуляций в Армении. В любом случае президент Армении однозначно дал понять, что армянский народ не забудет свою историю и никто не собирается ставить под сомнение факт самого Геноцида.
Но есть и оборотная сторона проблемы. Стало совершенно очевидно, что Турция, по крайней мере, на бумаге, отказывается от всех предусловий в вопросе урегулирования двусторонних отношений и не будет руководствоваться интересами Азербайджана, выстраивая собственную внешнюю политику. Некоторый реверанс в сторону Баку со стороны руководителей турецкой дипломатии призван успокоить «младшего брата», да и только. Совершенно очевидно, что в вопросе армяно-турецких отношений Анкара будет смотреть не на Баку, а на другие столицы. Интересы власть предержащих в этих столицах в вопросе нормализации армяно-турецких отношений, по всей видимости, совпадают...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции