Рейтинг@Mail.ru
Прозрачные схемы финансирования школ дают результаты - Наталия Шерри - РИА Новости, 01.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прозрачные схемы финансирования школ дают результаты - Наталия Шерри

© Фото : предоставлено пресс-службой министерства образования Калининградской области Министр образования Калининградской области Наталия Шерри
Министр образования Калининградской области Наталия Шерри
Читать ria.ru в
Дзен
На августовских педагогических совещаниях в российских регионах в том числе обсуждалась национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". О механизмах материальной и моральной поддержки школ и учителей размышляет министр образования Калининградской области Наталия Шерри.

На августовских педагогических совещаниях в российских регионах  в том числе обсуждалась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». О механизмах материальной и моральной поддержки школ и учителей размышляет министр образования Калининградской области Наталия Шерри.

- Наталия Сергеевна, что Вы вкладываете в понятие «новая школа»?

- Новая школа для меня связана с новым временем. Я не отношусь к той категории людей, которые полагают, что старая школа плохая, и предлагают зачеркнуть все, что было сделано раньше. Но время меняется, и вместе с ним меняются требования к качеству образования. Не раз говорилось, что сегодня мы должны готовить другого выпускника - способного ориентироваться в высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому должны меняться сами принципы, технологии и методы обучения.

Проект «Наша новая школа» в целом хорош. Главное - чтобы его реализация не затянулась. Двигаться вперед нужно быстро и решительно.

- Готовы ли учителя к изменениям, предложенным в национальной образовательной инициативе?

- Учителя не будут готовы до тех пор, пока мы не начнем этот проект реализовывать. Надо ставить амбициозные задачи и выставлять требования к результатам. Тогда учитель будет перестраиваться. Если делать наоборот - сначала готовить учителей, а потом приступать к проекту, его реализация растянется на десятилетия.

На мой взгляд, необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, самим учителям должно быть интересно работать над проектом. Во-вторых, они должны понимать, что по-другому они работать не могут. В-третьих, нужны механизмы, которые поддерживали бы сильных лидеров и, таким образом, стимулировали к развитию тех, кто отстает.

- Есть ли такие механизмы в Калининградской области?

- Когда мы устанавливали интерактивное оборудование в школах региона, у нас 90% учителей не умели на нем работать. Сегодня мы можем сказать, что у нас нет ни одного простоя. Что было сделано? В первую очередь, мы сняли меловые доски, потому что, если в классе есть меловая доска, учитель все время к ней возвращается. Обучение учителей началось одновременно с оснащением школ оборудованием. И было принято решение: педагог, не использующий интерактивные комплексы, не может получить высшую квалификационную категорию на аттестации.

Чтобы учитель был заинтересован осваивать современные технологии, был организован конкурс на разработку электронных образовательных ресурсов. Ресурсы, прошедшие экспертизу, выставляются в открытом доступе в Интернете, и за каждое скачивание автор-учитель получает гонорар. Благодаря этому конкурсу учителя стали понимать, что их труд интересен, востребован, да еще приносит дополнительные деньги. Кроме того у них есть интерес тиражировать свой опыт.

- Новую школу нужно по-новому финансировать. Как решается этот вопрос в регионе?

- В Калининградской области два принципа финансирования школ. Первый - по нормативу на ученика. Директор школы понимает, сколько средств он получит в зависимости от количества учеников, и может планировать расходы на год вперед: на чем-то сэкономит, где-то при согласовании с управляющим советом школы пойдет на перераспределение. Прежнее постатейно-сметное финансирование не позволяло руководителю мыслить - не было необходимости искать способы оптимизации, так как все средства, сэкономленные благодаря эффективному расходованию, должны были быть возвращены в бюджет. А сегодня у директора такой интерес есть.

Второй принцип финансирования - конкурсы. Школы-победители конкурсов могут привлечь дополнительные бюджетные средства под конкретные проекты. Если первые проекты были, на наш взгляд, довольно слабыми, то сегодня перед конкурсной комиссией, действительно, стоит проблема отобрать лучших из лучших. Некоторым школам конкурсы позволили выйти на передовые позиции.

Перед предстоящим переходом на новые стандарты начального общего образования в Калининградской области был объявлен конкурс школ «СУПЕРШИК». В этой аббревиатуре раскрыты требования, которые мы сегодня предъявляем к новой школе: «Современная, Универсальная, Прогрессивная, Единая, Результативная Школа – Интеллект – Культура». Две школы, победившие в конкурсе, получают средства, на которые смогут закупить оборудование, программное обеспечение, повысить квалификацию педагогов и так далее. Они становятся экспериментальными площадками Калининградского областного института развития образования, на их базе будет проходить обучение учителей со всей области.

Именно такой «экономический» подход к развитию школ, предусматривающий прозрачные, очевидные для всех схемы финансирования, дает серьезные результаты. Один из них заключается в том, что слабые школы стараются тянуться за лидерами, изучают их опыт и сами стремятся стать сильными. К сожалению, в сложившейся непростой экономической ситуации мы несколько корректировали наши возможности и уже не можем выделять на конкурсы такие большие средства, как предполагалось, но это временные трудности, и в школах к ним относятся с пониманием.

Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала