Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев и директор коллектива Олег Полтевский рассказали в интервью РИА Новости о "Большом фестивале РНО", который впервые пройдет на Новой сцене Большого театра с 7 по 13 сентября, а также о сложностях при создании нового проекта в эпоху кризиса и "Музыке с большой буквы". Беседовала Ирина Гордон.
- Откуда взялась идея "Большого фестиваля РНО"?
Михаил Плетнев:
- Во всем мире существует такая практика – у оркестров с именем, как правило, есть свой фестиваль, который дает возможность приехать не на один концерт, а сразу на несколько. Организовать что-то подобное вместе с РНО здесь, в Москве, мне хотелось давно, но возможность появилась только сейчас.
Олег Полтевский:
- Идея устроить свой собственный фестиваль родилась давно, но воплотиться в жизнь она не могла из-за отсутствия финансирования. Как только эта проблема была решена, мы сразу же приступили к реализации проекта.
Собственный фестиваль - это возможность для оркестра показать все самое лучшее, что он наработал: и программы, которые западные слушатели могут услышать во время гастролей, и солистов, которые выступают с оркестром за рубежом, но в силу тех же финансовых причин не приезжают Москву. Это также прекрасная возможность показать внутренние ресурсы. Солисты РНО - замечательные музыканты - продемонстрируют свое мастерство.
- Чем фестиваль РНО будет отличаться от множества других фестивалей классической музыки?
М.П.:
- Я что-то не могу припомнить российский фестиваль, организованный оркестром. То есть фестиваль, в котором собственно оркестр и есть главное действующее лицо. В течение одной недели мы предлагаем нашей публике семь разных программ практически на любой вкус в течение одной недели, представляем своих солистов и знаменитых исполнителей.
О.П.:
- Мы думали, что у многих оркестров есть свой собственный фестиваль, но потом изучили вопрос и поняли, что фестиваль РНО - уникальное явление. Это именно фестиваль оркестра, а не фестиваль художественного руководителя или фестиваль, посвященный какой-то теме, событию или дате.
- Затевать серьезный большой фестиваль в разгар кризиса - дело рискованное. Почему именно сейчас?
О.П.:
- Планировали мы фестиваль еще до кризиса. А когда он наступил, решили не отказываться от планов. Мы привыкли выполнять принятые на себя обязательства. Друзья, партнеры, спонсоры и меценаты, которые окружают оркестр, нам очень помогают и вселяют уверенность в том, что мы поступаем правильно. Когда столько друзей и людей готовых помогать, то конечно, уверенно идешь к реализации проектов.
- С какими проблемами вы столкнулись?
О.П.:
- Тяжело не было. В первую очередь речь идет о музыкальной составляющей - программе и участниках фестиваля. Здесь проблем вообще никаких не возникло. Художественное руководство, которое осуществляет Михаил Плетнев, тот творческий потенциал, который имеет оркестр, - уже этого более чем достаточно для одного фестиваля. Могу сказать, что у нас готовы программы на три фестиваля вперед.
- Почему в качестве площадки была выбрана именно Новая сцена Большого театра?
О.П.:
- Самые большие опасения у нас вызывала именно площадка. Было непонятно, какая там акустика. Конечно, она не идеальна и не сравнима, например, с Большим залом консерватории. Но в тоже время, Новая сцена БТ позволяет не только сыграть симфонические и камерные программы, но и представить разные жанры – оперу, балет; использовать современные технологии: видеоряд, световую партитуру, то есть то, что в академических залах сделать сложно или вовсе невозможно.
- Как складывалась фестивальная программа?
М.П.:
- Критериев было несколько. Во-первых, программа должна быть разнообразной. Во-вторых, в афишу обязательно должны входить сочинения, редко звучащие на наших сценах. Например, в заключительном гала-концерте мы исполним настоящий раритет - Русскую увертюру Николая Семеновича Голованова («Увертюру на русские темы»). Если она и исполнялась в Москве, то очень-очень давно. В-третьих, мы хотели представить публике музыкантов, которые нам интересны, с которыми мы сотрудничаем с большим успехом. Наконец, мы хотели сыграть те произведения, в которых оркестру есть, что показать. Например, симфонии Чайковского. Из этих же соображений один из концертов мы отдали солистам РНО, которые получат возможность выйти на сцену и сыграть соло, чтобы показать, какие замечательные музыканты есть в нашем оркестре.
О.П.:
- Так или иначе, почти все программы связаны с творчеством Чайковского. Это музыка самого Петра Ильича и тех композиторов, которых он любил и почитал: Моцарт, Григ, Шуман.
- Какие будут на фестивале премьеры?
М.П.:
- Одноактный балет "Заклятие дома Эшеров" на музыку современного американского композитора Гордона Гетти, который ставит Владимир Васильев.
- Вместе с РНО на фестивале выступит несколько зарубежных солистов, неизвестных нашей публике. Почему вы позвали именно их?
М.П.:
- Английский кларнетист Майкл Коллинз - наш давний друг. Вероятно, в России его не очень хорошо помнят, потому что он давно здесь не появлялся. Но он блестящий кларнетист, замечательный музыкант. Для него я сделал переложение скрипичного Концерта Бетховена, Концерт Моцарта мы с ним записали. На фестивале он сыграет Концерт современного английского композитора Малкольма Арнольда – очень интересное сочинение, публике, я уверен, оно должно понравиться. Особенно последняя часть.
Сергей Крылов - очень интересный скрипач, которого я открыл для себя случайно. Выступал с нами не раз, и действительно он имел большой успех у публики. Мне нравится, что он играет немножко в старой манере, звучание скрипки напоминает звучание старых мастеров. Ну и конечно, он большой виртуоз.
Стивен Хаф - один из лучших пианистов наших дней. Действительно мало известен здесь, но очень хотелось его представить - чудесный пианист, чудный музыкант и композитор, кстати.
Конрад Тао очень известен в Америке и считается вундеркиндом, а здесь его никто не знает. Наших вундеркиндов мы всех более или менее знаем, есть много детских фондов, «Новые имена», например. А что происходи там, тем более у молодежи, нам не известно. Думаю, будет интересно познакомиться.
- Сложно ли сейчас делать музыкальную карьеру? Нужна ли молодым талантам помощь? Оказывает ли ее государство? Помогаете ли им вы?
М.П.:
- Гениям помогать, наверное, не нужно, они сами прорвутся. Я не верю в непризнанных гениев. Не могу себе представить, что человек, играющий на скрипке, как Яша Хейфец, не найдет себе дорогу на концертную эстраду. Рано или поздно, так или иначе, он придет к цели, это ему предначертано. А талантам, конечно, нужно помогать, потому что из талантливых людей, например, можно целый оркестр составить. Вот какой у нас чудесный оркестр, талантливые люди, помогать им, безусловно, нужно, что бы у них бытовые проблемы отнимали меньше времени, и они больше развивались, чтобы таланты занимались творчеством.
- Недавно РНО получил статус государственного. Помогло ли это вам?
О.П.:
- Приобретение оркестром такого статуса – это, конечно, очень радостное событие. Думаю, что в связи с ним у оркестра изменится финансовое положение и появится ярко выраженная поддержка государства. Но все это в будущем, потому что, как вы сами сказали, государственным РНО стал недавно.
- Как вы себе представляете – и представляете ли? - 20-летний юбилей фестиваля?
М.П.:
- Ну, я думаю, что где-нибудь будет висеть мой портрет, и под ним будет написано: "В 2009 году он начинал этот фестиваль". А впрочем, время покажет.