В одном из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о здоровье учеников. Что сегодня должна делать школа, чтобы дети не болели? Как должна строиться ее программа? Какими знаниями должен обладать учитель? Об этом РИА Новости рассказывает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких.
- Марьяна Михайловна, есть ли сегодня объективные данные, характеризующие состояние здоровья российских школьников? Можно ли говорить об ухудшении или улучшении ситуации?
- К сожалению, общероссийских данных о здоровье школьников нет. Последняя общая диспансеризация проводилась в 2002 году, но данные о детях от нуля до 14 лет были представлены в одной возрастной группе. Отдельные научные институты проводят локальные исследования, собирают статистические данные. Например, исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что только 20-25% детей абсолютно здоровы. Это очень низкий показатель, но он появился не сегодня и не вчера. Еще в начале 1970-х годов, углубленно изучая состояние здоровья детей малых городов России, мы получили такие же данные. Причины очевидны: социальная ситуация, состояние здоровья взрослого населения, школьные перегрузки.
- Что должна делать школа для сохранения здоровья детей?
- Создавать соответствующую инфраструктуру, включая организацию питания, правильно организовывать физическое воспитание, формировать у детей ценность здорового образа жизни. Но, по данным мониторинга нашего института, лишь 20% школ ведут комплексную работу по сохранению здоровья школьников. О каком здоровье может идти речь, если в некоторых школах нет квалифицированных учителей физкультуры, а иногда нет даже физкультурного зала? Душевые кабинки, обязательные с точки зрения гигиены, в большинстве школ тоже отсутствуют. Врач и медсестра до сих пор есть далеко не в каждой школе, к тому же они де-юре являются сотрудниками поликлиники.
Необходим постоянный мониторинг здоровья школьников – для этого достаточно ежегодно проводить диспансеризацию в поликлиниках и передавать данные в школы. Дети проходят диспансеризацию при поступлении в первый класс. И в школе не знают, каково их здоровье, до следующей диспансеризации. Но это вопрос к Минздравсоцразвития, а не к системе образования.
- Удастся ли, на ваш взгляд, решить хотя бы некоторые из поставленных проблем, коль скоро о здоровье школьников говорится в национальной образовательной инициативе?
- В проекте «Наша новая школа» есть три абзаца о здоровье детей. Это, кстати, самый маленький по объему раздел проекта. Многие идеи, которые там высказаны, просто замечательные, но боюсь, они останутся лозунгами наподобие тех, которые в свое время придумывали к 1 мая. Под ними нет реального представления о том, что делать для того, чтобы претворить эти инициативы в жизнь.
- В проекте говорится, что снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажется на здоровье детей. Это может быть одним из решений?
- Сомневаюсь, что нагрузка будет снижена, но дело даже не в этом. Когда речь идет о нагрузке школьников, как правило, ориентируются на количество учебных часов, а это очень формальный и поверхностный показатель. Важно другое: чем и как ребенок занимается. Он может интенсивно заниматься три часа, и это высосет из него все силы, а может шесть часов и не устанет, если нагрузка распределена рационально.
Многое для улучшения здоровья школьников мог бы сделать учитель. К учителям предъявляются разные требования: он должен любить детей, отдавать им свое сердце. Проект «Наша новая школа» в этом смысле не исключение. Но такой подход нерационален и неэффективен. Проблемы учительства, в числе которых недостаточная зарплата и постоянные стрессы, не могут быть оправданием низкой квалификации. А сегодня даже самый лучший учитель-предметник не знает, как правильно учить детей, не вызывая стрессовых ситуаций, то есть не нанося вред их здоровью. Он не знает, что представляет собой ребенок, каковы особенности его познавательной деятельности в разном возрасте. На данный момент в педагогических вузах проводятся минимальные курсы возрастной физиологии и психофизиологии, а это не дает достаточных знаний о ребенке. Учителей не учат эффективным способам работы.
- В ближайшие дни министр образования и науки РФ должен утвердить новые стандарты педагогического образования. В них есть изменения в лучшую сторону?
- Боюсь, новые стандарты лишь усугубят ситуацию, потому что учитель по-прежнему остается специалистом-предметником, из обязательных знаний о ребенке ему дают невозможный минимум. Это значит, что выстроить обучение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ученика он не сможет. Наш институт за последние годы подготовил множество учебников для вузов по возрастной физиологии, но мы не уверены, что им найдется применение. Решение о введении предметов, которые, на наш взгляд, являются обязательными при подготовке учителя, новые стандарты оставляют за руководителями педагогических вузов. А эту проблему тоже нужно решать комплексно.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости