Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости
Очередной МАКС завершен. Улетели пилотажные группы, к самолетам на взлетной полосе подъехали аэродромные тягачи – скоро и они отправятся в путь, опустели стенды, огромная толпа зрителей потянулась на выход. Что осталось в итоге?
В итоге осталось осознание перелома. Того перелома, о котором много лет говорили все имеющие отношение к авиационной отрасли, и который наконец произошел. МАКС-2009, прошедший определенно не в лучший для российской и мировой экономики период, засвидетельствовал начало возрождения российской авиакосмической отрасли.
Изменилось многое, но прежде всего настроение и реакции. Всего несколько лет назад задавать конструкторам и промышленникам вопросы о госзаказе было бессмысленно – ответы варьировались от грустно-иронического «сами, наверное, понимаете», до злого «вы издеваетесь?»
Сейчас ситуация иная – представители фирм и КБ рассказывают о заказах и контрактах от министерства обороны, МВД, ФСБ, МЧС, других госструктур и организаций. При этом растет и доля коммерческих заказов, и остаются стабильно высокими заказы на российскую авиатехнику и сопутствующие товары из-за рубежа.
Рост заказов позволил начать реализацию ряда проектов – и то, что раньше оставалось в стадии опытного экземпляра, а то и комплекта документации, теперь все увереннее воплощается в серийные изделия, загружая заказами цепочки предприятий от головного завода до десятков и сотен мелких фирм-смежников, производящих различные комплектующие.
Рост расходов на НИОКР и производство вооружения позволил поднять средние зарплаты на оборонных предприятиях, начав процесс возвращения специалистов, ранее ушедших «на вольные хлеба». О таких «возвращенцах», от рабочего до конструктора, рассказывают представители многих КБ и заводов.
Начинает понемногу решаться кадровая проблема – заводы и КБ становятся все более привлекательными местами работы для студентов технических ВУЗов, а сами технические ВУЗы возвращают утерянную некогда популярность.
И все эти изменения создают совершенно иное настроение у занятых в отрасли людей. На смену усталой полуулыбке «как-нибудь выберемся» приходит недобрая усмешка «а кто нам помешает?»
Практические итоги салона выражаются в цифрах контрактов. Несмотря на то, что этот показатель достаточно условен – на салонах подписываются ранее оговоренные соглашения, – МАКС-2009 оказался весьма «урожайным»: общий объем подписанных на нем соглашений превысил 10 миллиардов долларов, что почти втрое больше, чем на предшествующем МАКСе-2007.
Рекордным стал контракт на закупку боевых самолетов для ВВС России более чем на 3 миллиарда долларов.
В составе ВВС появятся 48 истребителей Су-35БМ, 4 истребителя Су-30М2, 12 истребителей Су-27СМ.
Истребители Су-35БМ и Су-30М2 производятся заново, и их поставки будут осуществляться до 2015 года, а Су-27СМ представляет собой модернизацию базового истребителя Су-27.
Работы по состоящим на вооружении «Сухим» начались в 2006 году, в настоящее время в составе ВВС России уже два авиаполка (48 машин), перевооружены модернизированными истребителями.
Ожидается, что в ближайшем будущем ВВС России продолжат модернизацию парка Су-27 наряду с закупками Су-35БМ.
Су-35БМ, являющийся самым современным на сегодняшний день «изделием» ОКБ Сухого, впервые был показан российскому зрителю в полете.
На прошлом МАКСе эта машина присутствовала лишь в статической экспозиции.
Этот самолет, внешне очень схожий с базовым Су-27, имеет новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели повышенной тяги и ресурса и может применять самое современное вооружение.
На салоне зритель мог увидеть не только военные самолеты.
Свою долю внимания получили новые авиалайнеры Sukhoi SuperJet и Ан-148, которые в ближайшие годы должны заметно обновить парк отечественных региональных машин.
В то же время самую ожидаемую новинку отечественной авиации – истребитель пятого поколения Т-50, создающийся ОКБ Сухого по проекту ПАК ФА, на авиасалоне так и не показали.
Первый полет этой новой машины ожидается осенью текущего года. 20 августа было объявлено о начале наземных испытаний нового самолета.
Авиасалон никогда не жил только цифрами. Подавляющее большинство народа приходит в Жуковский за зрелищем – самолетами на стоянках и в воздухе.
В этом плане, к сожалению, салон уступал себе самому двухлетней давности.
Сказался кризис – многие иностранные участники не привезли свои машины, в частности, отсутствовала делегация ВВС США, стабильно вызывавшая большой интерес.
Сказалась трагедия – гибель полковника Игоря Ткаченко в авиакатастрофе накануне МАКСа исключила из числа полноценных участников группу «Русские Витязи».
Сказалась погода – на выходных небо было стабильно серым, и низкая облачность значительно ограничила возможности пилотажа.
Вместе с тем, посмотреть было на что. В статической экспозиции стояли многие десятки аппаратов, от легких самолетиков до стратегического Ту-160 и супертяжеловеса «Руслана», а в небе показали свое мастерство «Стрижи», «Соколы России», итальянские и французские мастера высшего пилотажа, летчики спортсмены и испытатели.
Последними, под самый занавес МАКСа, все же появились «Витязи». Им, только что потерявшим командира и две боевые машины, было не до пилотажа, да и облачность, начинавшаяся на высоте уже 400 метров, не способствовала воздушной акробатике, но четверка Су-27 прошлась над полосой, совершив круг почета, и отсалютовала зрителям традиционным залпом тепловых ловушек.
Этим салютом МАКС и завершился, оставив чувство теплой грусти. Завершился, оставив надежду на то, что следующий салон обязательно будет лучше, зрелищнее и обойдется без трагических событий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
>> Игры разума. "МАКСимально высокие полеты: ознакомительная версия"