Рейтинг@Mail.ru
Сергей Соловьев и его "индийское кино" - РИА Новости, 25.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сергей Соловьев и его "индийское кино"

© РИА Новости / Фото Чесноковой ЕкатериныРоссийский кинорежиссер, народный артист РФ Сергей Соловьев
Российский кинорежиссер, народный артист РФ Сергей Соловьев
Читать ria.ru в

Советский и российский режиссер Сергей Соловьев отмечает сегодня 65-летний юбилей. На его счету более 20 картин, в том числе драм, комедий и экранизаций русской классики, но "культовым" он стал благодаря знаменитому фильму "Асса", в котором ему удалось передать атмосферу последних лет существования Союза.

Драка с Ким Чен Иром

Сергей Александрович Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь, в Карелии. Отец Соловьева, Александр Дмитриевич, во время войны служил в Смерше, а после вместе с женой и маленьким сыном отправился в Пхеньян. Главной его задачей было сделать главой Корейской Республики бывшего майора Красной Армии товарища Ким Ир Сена.

Соловьев-старший много времени проводил в обществе нового лидера Северной Кореи, а Соловьев-младший водил дружбу с нынешним главой КНДР - Ким Чен Иром, тем более что тот хорошо говорил по-русски.

"Мы даже дрались, - рассказывал кинорежиссер "Новым Известиям". - Ясно, что он был сильнее, но я был ловчее. И, насколько помню, однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водой…".

Возможно, именно из-за этого Соловьеву теперь запрещен въезд в Северную Корею. "Я раз десять пытался туда попасть, даже председателя Госкино просил - но никак, - говорит он. - Уходит список в посольство с моей фамилией, а возвращается без нее. Черный лист у них там, что ли. В общем, стал я для Кореи персоной нон грата. Не знаю только, по наследству или в силу собственных скромных заслуг перед великим корейским народом".

Родом из детства у Соловьева не только особые отношения с Кореей, но и выбор профессии. Еще в третьем классе он с соседом по парте Левой Додиным сделали спектакль "про дедку с бабкой", с которым устраивали "чес" по всем ленинградским школам.

Потом они вместе устроились осветителями в театр. "По субботам и воскресеньям мы стояли в кулисах - Лева в правой, я в левой - и смотрели друг на друга по три часа, меняя фильтры в осветительных приборах, - цитирует его слова сайт телеканала "Культура". - Лева делал это с мазохистским самозабвением, а я через некоторое время стал думать, что это ненормально - по три часа заниматься разглядыванием Левы. И я сказал ему: "Все! Я ухожу!". А он мне: "Ты сошел с ума! А как же верность традициям Станиславского, Немировича-Данченко?". - "Все эти Данченко и Панченко, конечно, замечательно, - ответил я ему, - но я делаю ноги!".

После двух лет работы на ленинградском телевидении, Сергей Соловьев поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма и Александра Столпера. После его окончания в 1969 году стал работать на "Мосфильме". В том же году дебютировал двумя новеллами по рассказам Чехова в фильме "Семейное счастье".

Затем еще одно осторожное прикосновение к классике: в 1971 году на "Мосфильме" вышла его картина "Егор Булычёв и другие" по одноименной пьесе Горького и в 1972 году "Станционный смотритель" по Пушкину.

В 1975 году на экраны вышел искреннейший фильм с начинающей Татьяной Друбич, за который Соловьев был удостоен не только отечественных наград, но и премии кинофестиваля в Западном Берлине.

Ассу - в массы!

Несмотря на тягу Соловьева к классике, всесоюзную известность и любовь зрителей ему принесли его "Три песни о Родине" - легендарная "Асса" (1987), саркастическая "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989) и трагифарсовый "Дом под звездным небом" (1991). В этих фильмах режиссеру удалось тонко и образно передать атмосферу (или, как говорит режиссер, "воздух") последних лет существования Советского Союза.

Фильм "Асса" стал одним из самых громких событий культурной жизни Советского Союза конца 80-х, в нем впервые на киноэкране появились Виктор Цой и Сергей Бугаев ("Африка"), в ленте звучали музыкальные темы групп "Кино", "Аквариум" и "Браво". Необычен был и сам жанр - криминально-детективная мелодрама-клип - так его охарактеризовали на сайте "Наш фильм".

Но, по признанию режиссера, идея "Ассы" возникла у него из желания снять индийское кино. Снятая им в 1986 году лента "Чуждая белая и рябой" была не очень успешна в прокате, и Соловьев подумал, что он может снять такое кино, чтобы "зрители ломились и на люстрах висели".

"Главное - придумать модуль, модель, - рассказал он "Собеседнику", - я решил взять самый кассовый и народный образец - индийский. Что для этого нужно? Красавица, богатый старик, дерзкий бедняк, море песен и танцев. А дальше все стекалось одно к одному… из воздуха соткался Сергей Бугаев - Африка. Я до сих пор не помню, откуда он взялся. Отвел меня на концерт Цоя. Мне было 42, и я думал, что уже нашел все нужное и интересное мне, - но Цой зацепил, мы пошли выпивать, и я попросил его не петь "Перемен!" до выхода фильма. А потом мне дали послушать БГ, оказавшегося как нельзя более кстати".

Сотрудничество с русским роком Сергей продолжил и в двух следующих картинах - "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и "Дом под звездным небом".

Эта трилогия до сих пор остается главным "брендом" режиссера. Впрочем, так было не сразу. "Когда вышла "Асса", в прессе писали, что я - старый идиот, который ничего ни в чем уже не понимает, а потому примазывается к молодому поколению и сосет их кровь, - признался режиссер в интервью "Аргументам и фактам". - Потом фильм как-то незаметно и спокойно перетек в разряд отечественной киноклассики. "Культовая картина" и всякое такое…".

Асса и Каренина

Осенью этого года на экраны выйдет продолжение "Ассы" (рабочее название которого было "2-Асса-2, или Вторая смерть Анны Карениной") и фильм "Анна Каренина", которые режиссер задумал как "парный портрет России". Картины представляют собой дилогию.

"Дилогия - художественное произведение в двух частях, и хотя каждое обладает своей собственной жизнью, но при этом они дополняют друг друга. Настоящий смысл картины можно обнаружить, лишь посмотрев оба фильма", - поясняет режиссер.

Про продолжение легендарной "Ассы" Сергей Соловьев говорит: "Этот фильм - мой очень искренний рассказ о том, что произошло лично со мной за эти 20 лет, а также с героями, которые так хотели перемен и их получили".

Во второй "Ассе" главных героев сыграли те же артисты, что и в первой: Татьяна Друбич и "преждевременно убитый" Сергей Бугаев по прозвищу "Африка". Появляется в картине и Говорухин. В этом фильме так же много музыки: свои песни исполняет актриса и певица Екатерина Волкова, скандально известный музыкант Сергей Шнуров, а также Юрий Башмет.

Экранизацию романа Льва Толстого Соловьев задумал очень давно, почти сразу после удачной - всегда подчеркивает режиссер - версии 1967 года. Но тогда он отказался осуществить идею "при живом Зархи".

В прессе укоренилась легенда, что работа над фильмом длилась 15 лет. "На самом же деле мы сняли ее очень быстро - всего за несколько месяцев, - цитирует Соловьева mignews.com. - А вот с финансированием, разными административными безобразиями валандались долго. С этим фильмом я попал и под оба дефолта 1990-х годов, к организации которых не имел никакого отношения. Картина не дешевая, ее за десять рублей сделать было невозможно".

"…я совсем не люблю долго снимать, - признается режиссер. - Мне это неинтересно. (…) Если у меня не получается сегодня снять то, что я задумал на этот день, то я вообще откажусь от этого. Придумаю что-нибудь другое, новое. Знаете, Никита Михалков говорит: есть такие болваны, которые снимают по принципу "что получилось, то и задумано". Это как раз про меня! Я работаю по такому принципу. И думаю, что это важно для сохранения ощущения жизни на экран".

Роль Анны Карениной исполнила Татьяна Друбич. И, на взгляд режиссера, она сделала это прекрасно. "Когда мы показывали ленту в США, мне сказали хороший комплимент - в фильме полное ощущение, что Анну Каренину играет сама Анна Каренина, а не звезда, играющая героиню Толстого ", - рассказал он.

Этот фильм стал последним для Александра Абдулова (Стива Облонский) и одним из последних для Олега Янковского (Алексей Каренин). Роль Вронского исполнил Ярослав Бойко, Левина сыграл Сергей Гармаш. Большая часть съемок проходила в музее-усадьбе "Ясная Поляна".

Началась коммерция

Всего Сергей Соловьев снял около двух десятков фильмов. Он неоднократно входил в жюри крупнейших международных кинофестивалей, в том числе Венецианского, был председателем Союза кинематографистов России, является основателем и президентом Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня", который с 2003 года проводится в городе Ханты-Мансийске.

Кроме того, он преподает в своей альма-матер - во ВГИКе. По его словам, выполняет там вурдалачью функцию.

"…Я, как и многие другие, давно не бывал в метро, кручусь в довольно искусственном круге интересов, людей… - говорит он. - Хочешь не хочешь, а вылетаешь из реального мира в некий профессиональный астрал. А то, что каждые пять лет приходят люди с улицы, с живыми впечатлениями от жизни, это чрезвычайно важно. Поэтому во ВГИКе у меня как бы вурдалачья функция - я с удовольствием пью стаканами кровь молодых людей, обновляя собственную кровеносную систему".

Взамен он делится с ними своим принципами работы. "Я все время учу студентов: кино не должно стоить вообще ничего, - рассказывает он. - Даже пятьсот долларов - очень много. Берите и снимайте мир как он есть, придумывайте, изощряйтесь… Невозможно делать кино с расчетом на кассу, невозможно жестко соответствовать "формату": хочешь насмешить Бога - поделись своими планами".

Судьбу Соловьева в целом можно назвать счастливой - он всегда снимал то, что хотел, работал только с лучшими операторами и большими звездами. У него никогда не было проблем с властью. Но его по-настоящему тревожит состояние современного общества и культуры.

"На экране то и дело какие-то ворюги, истории из жизни каких-то моральных уродов или тошнотворно-гламурных псевдозвезд. При этом совершенно нет нормальных, обыкновенных людей. Хотя бы теоретически представить то, что кой-какой народ кое-где у нас все-таки существует, я могу, пожалуй, лишь по передаче "Играй, гармонь". Я вглядываюсь в этих поющих людей, иногда вдруг улыбающихся даже железными зубами, и вижу в них действительно что-то человеческое, вижу в них каких-то своих родственников", - поделился он с газетой "АиФ".

"Эпоха чистого искусства кончилась. Началась коммерция" - подводит он итог. И добавляет: "…что можно снять про идеи и стремления нынешней эпохи? Фильм-оду "Радость фарцовщиков"? Может быть, мировой финансовый кризис грянул неспроста. Может быть, именно он заставит человечество пересмотреть сложившуюся шкалу ценностей".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала