Российские школы переходят на новую систему оплату труда (НСОТ), причем в каждом субъекте Федерации разрабатывается своя модель. О том, как оценивается труд учителей северной столицы РИА Новости рассказала заместитель председателя комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Наталья Заиченко.
- Каковы особенности модели оплаты труда работников образования в Санкт-Петербурге?
- У модели, введенной законом Санкт-Петербурга в 2005 году, четыре основных особенности: унификация, прозрачность, гибкость и простота расчетов.
Модель едина для всех образовательных учреждений - от детских садов до профессиональных колледжей и для всех категорий работников - от рабочих до руководителей. Модель прозрачна, поскольку оклад каждого работника зависит от его индивидуальных характеристик, подтвержденных документами: диплом подтверждает окончание вуза, трудовая книжка - стаж, протокол аттестационной комиссии – квалификационную категорию учителя.
Модель гибка, так как каждой характеристике при расчете зарплаты присваиваются коэффициенты, и значение коэффициентов задается кадровой политикой города. Например, сейчас самый большой вес у коэффициента, характеризующего уровень образования учителя.
Модель проста, потому что для расчета оклада достаточно арифметики уровня начальной школы.
- И как же рассчитать оклад работника?
- Отправной точкой расчета оклада у нас является базовая единица, практически приравненная к прожиточному минимуму в Санкт-Петербурге (в 2008 году она составляла 4,545 тысячи рублей, в 2009 – 5,545 тысячи рублей). Базовая единица, умноженная на коэффициент образования, - это базовый оклад. Если у работника образование девять классов, то коэффициент равен 1, если он выпускник магистратуры, то 1,6. Оклад учителя может быть повышен еще тремя коэффициентами: за стаж, за квалификацию, за специфику труда (за классное руководство, заведование методкабинетом, работу в школе повышенного уровня).
- Уместны ли сегодня доплаты за стаж? Ведь в школу необходимо привлекать молодых преподавателей. К тому же нет никакой гарантии, что даже многоопытный учитель работает лучше молодого.
- Доплаты за стаж – временное явление. Проблема в том, что, на наш взгляд, существующее положение об аттестации, разработанное на федеральном уровне, не позволяет адекватно оценить результаты труда. Как только появится новое положение, мы откажемся от доплат за стаж и будем больше доплачивать за квалификацию. Кстати, у руководителей всех уровней мы и сегодня не учитываем стаж при расчете оклада, так как талант управленца от стажа не зависит.
Мы также обращались в Минобрнауки РФ с предложением дать возможность регионам проводить аттестацию учителей и методистов по новым моделям и надеемся, что наши предложения будут учтены.
- Есть ли возможность доплачивать учителям за хорошие результаты работы? Например, если он подготовил победителей олимпиад?
- Конечно, предусмотрен фонд надбавок и доплат. Из этого фонда к окладу должны добавляться деньги за особые достижения, в том числе за подготовку победителей олимпиад или организацию важных для школы мероприятий. К сожалению, надбавки и доплаты - это лишь 10% от фонда оплаты труда, а надбавки дают стимулирующий эффект при сумме не менее 25% от оклада.
- Сколько сейчас в среднем зарабатывает учитель в Санкт-Петербурге? Повлиял ли на зарплату кризис?
- В июле 2009 года средняя зарплата учителя составляла 20,6 тысячи рублей, директоров – 28,5 тысячи рублей. На протяжении последних трех лет заработная плата росла в среднем на 30% в год, обязательна ее корректировка в зависимости от инфляции.
Кризис не коснулся окладов, но на зарплату отчасти повлиял. Проблема в том, что из-за кризиса уменьшается объем платных услуг, которые образовательные учреждения оказывают населению, а значит – сократится внебюджетная часть дохода наших работников.
- Каковы, на ваш взгляд, недостатки моделей НСОТ, которые вводятся в других регионах?
- В наиболее распространенной модельной методике, на наш взгляд, есть три главных недостатка.
Первый – зависимость оклада учителя от количества детей в классе. Ясно, что количество детей в классе не зависит от учителя. И не факт, что работа с группой в 25 человек требует более интенсивного труда, чем с группой в 15 или 10 человек.
Второй – зависимость оклада учителя от преподаваемого предмета, то есть фактическое деление учителей на «сорта» разной важности. Мягко говоря, это некорректно. Кто решает, что ценность иностранного языка выше истории, литературы или физкультуры?
Третий – отсутствие единой системы оплаты для всех учреждений и категорий работников. Как правило, новые системы разработаны исключительно для расчета окладов учителей и директоров школ. У педагогов, работающих, скажем, в домах творчества, зарплата рассчитывается по другим принципам.
- Представители некоторых регионов утверждают, что именно благодаря переходу на НСОТ у учителей выросла зарплата…
- Это лукавство. Оклад увеличивается по двум причинам: либо стало больше денег, либо стало меньше работников. И то, и другое может быть в числе обстоятельств, сопровождающих переход на НСОТ. При этом нужно понимать, что правила и нормы оплаты труда создают люди, и люди же способны их изменить.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости