Катапультное кресло представляет собой сиденье летчика, которое выбрасывается из самолета с помощью реактивного двигателя — как, например, на К-36Д или порохового заряда — как на КМ-1М, сжатого воздуха — как на самолете Су-26. Затем пилот отделяется от кресла и опускается на парашюте. Иногда применяются катапультируемые кабины, опускающиеся на парашютах вместе с находящимися внутри членами экипажа.
Катапультируемые кресла используются в основном на военных и спортивных самолетах (например, Су-26). Наиболее совершенные модели катапультируемых кресел обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне высот и скоростей данного летательного аппарата, включая катапультирование с земли.
В небе над Жуковским в воскресенье 16 августа при подготовке к авиасалону "МАКС-2009" произошла авиакатастрофа, в которой столкнулись истребитель Су-27 и спарка (двухместный самолет) Су-27УБ из состава пилотажной группы "Русские Витязи".
Все три пилота катапультировались, однако один из них - командир группы гвардии полковник Игорь Ткаченко - погиб.