Ректоры ряда вузов РФ отмечают в этом году небывалый наплыв абитуриентов-льготников. Как оградить вуз от «засилья» льготников с плохими знаниями, а также об особенностях обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья РИА Новости рассказал ректор Российского государственного социального университета (РГСУ), академик РАН Василий Жуков.
- Василий Иванович, как прошел прием абитуриентов-льготников в вашем университете?
- Наплыв льготников, о котором говорят некоторые коллеги-ректоры, нас не коснулся. В прошлом году к нам поступили 211 инвалидов и сирот, в этом году заявления подали 216 человек. С ребятами-инвалидами РГСУ работал всегда – с момента создания в 1991 году. Многие сейчас уже учатся в аспирантуре, докторантуре, кто-то стал преподавателем.
- Чем можно объяснить жалобы ваших коллег-ректоров на увеличение количества льготников? Руководитель Рособразования Николай Булаев, напротив, уверяет, что «засилья льготников в вузах России нет».
- Количество льготников, действительно, не увеличилось – просто в этом году они подавали документы в разные вузы и на разные специальности. Но давайте не будем лукавить: раньше, до перехода к ЕГЭ, у ректора были возможности регулировать прием льготников. Он мог дать своим преподавателям установку: обратите внимание на вступительных экзаменах на степень инвалидности абитуриента - мол, университетские условия могут не позволить ему комфортно учиться. Этого было достаточно, чтобы абитуриент получил «двойку» и не прошел в вуз. Сегодня этот механизм не работает.
- Вузы жалуются даже не столько на наплыв льготников, сколько на низкий уровень их подготовки…
- Если вуз хочет оградить себя от наплыва льготников с плохими знаниями, нужно – и нормативные документы это позволяют - устанавливать по профильному предмету достаточно высокую планку. Например, если для поступления на юридический факультет надо сдавать обществознание, установите в качестве проходного балла для абитуриентов с различными льготами планку в 70 баллов. Тогда льготники обратят внимание на те учебные заведения, где проходной балл меньше.
У нашего университета такой необходимости не было, поскольку мы стараемся создать комфортные условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, и информируем всех, какими условиями мы на данный момент располагаем, какое количество инвалидов можем принять, чтобы они не чувствовали ущемления своих прав.
- Условия для обучения инвалидов нужно создавать только в отдельных вузах?
- Я убежден, что такие условия необходимы в каждом образовательном учреждении - инвалиды должны иметь возможность учиться в вузах наравне со всеми. В работе с людьми мелочей нет: если двери в университете не реконструированы и их ширина не позволяет инвалиду на коляске въехать в здание вуза, то инвалидам там делать нечего.
Понятно также, что характер лекций в аудитории, где, к примеру, есть слепые студенты и аспиранты, существенно меняется. Допустим, профессор математики читает лекцию, а на интерактивной доске в это время появляются теоремы и формулы. Здоровые студенты без труда их запишут, а слепым студентам все нужно диктовать. Если профессор станет это делать, темп лекции замедлится, и внимание остальных студентов притупится. Получается, что во имя интересов и прав одного человека страдает большинство. Но эта проблема легко решается технически: нужна специальная литература для слепых студентов. Современная техника позволяет сканировать учебники и научно-методическую литературу, а затем выпускать их со шрифтом Брайля. Компьютерные системы, для этого предназначенные, довольно дороги, и, к примеру, в нашем университете их всего четыре.
Вообще же многие инженерно-технические проблемы легко устраняются, не требуя значительных затрат. Хотя, конечно же, в целом затраты на обучение инвалидов выше, чем вложения в образование обычных студентов. Хорошо, что в правительстве сейчас все лучше это понимают. И если вуз инициативен, предприимчив, настойчив, то он достигает цели и получает дополнительное финансирование.
- Правда ли, ли что успеваемость ребят-инвалидов ниже, чем у их сверстников?
- Знаете, если природа чего-то лишает, то обязательно компенсирует чем-то другим. Ребята с ограниченными возможностями здоровья отличаются особым упорством. Они последовательны в своем желании во что бы то ни стало добиться цели и ни в чем не уступать другим. Один из наших студентов со всеми признаками церебрального паралича занимается каратэ. То, как он со слезами на глазах делает мах, пример для тех, кто здоров, но у кого нет ни слез на глазах, ни достижений, у тех, кто лишен упорства и целеустремленности.
Ребята-инвалиды подчас задают тон в учебе. Они как маячки для тех, кто не имеет физических ограничений, но зачастую ленив, менее мобилен, не так креативен и не так интересен в общении. В целом же, конечно, совместное обучение - всегда фактор облагораживающий: улучшается и педагогическая, и образовательная среда.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости