Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В воскресенье 16 августа 2009 года в небе над Жуковским в ходе подготовки к авиасалону МАКС-2009, произошла авиакатастрофа, в ходе которой столкнулись истребитель Су-27 и спарка (двухместный самолет) Су-27УБ из состава пилотажной группы «Русские Витязи».
Все три пилота катапультировались, однако один из них – командир группы гвардии полковник Игорь Ткаченко, – погиб. Еще один летчик в ходе катапультирования получил травму позвоночника. В результате катастрофы пострадали несколько человек, находившихся на земле: один из самолетов упал на территории дачного поселка, в результате чего сгорели три дома. В больницы были доставлены три (по другим данным – четыре) человека с ожогами средней тяжести.
Причины катастрофы официально пока не установлены. Неофициальная информация говорит об ошибке в пилотировании – в ходе выполнения одного из маневров самолеты слишком сблизились, что привело к столкновению. Вместе с тем, не исключена и техническая неисправность одного из самолетов.
Но главный вопрос на сегодняшний день заключается в том, как повлияет катастрофа на планы проведения авиасалона. Вечером в воскресенье ряд СМИ сообщил о том, что ВВС России не отменят своего участия в МАКС-2009, и перед зрителями выступят все три запланированные пилотажные группы ВВС – «Стрижи», «Русские Витязи» и «Соколы России». Однако утром в понедельник появилась информация о возможной отмене полетов пилотажных групп ВВС России на авиасалоне МАКС-2009 в связи с опасением повторения львовской катастрофы 2002 года. Тогда Су-27 пилотажной группы ВВС Украины упал на толпу зрителей в ходе авиашоу, в результате чего погибло множество людей.
Такой шаг вряд ли был бы оправдан. Вероятность того или иного авиапроисшествия на подобных мероприятиях существует всегда, и случившаяся катастрофа не увеличит и не уменьшит степень риска ни на данном конкретном МАКСе, ни на любом другом авиасалоне. Инстинктивная реакция, выражающаяся в отмене выступления пилотажных групп, в данном случае вряд ли станет лучшим выходом.
Вместе с тем, выступление пилотажных групп ВВС на салоне было бы лучшей демонстрацией готовности «держать удар» и лучшей памятью ушедшему из жизни командиру «Русских Витязей».
Гибель полковника Игоря Ткаченко, командира 237-го Центра показа авиатехники, стала серьезным ударом не
только для «Русских Витязей», но и для ВВС России в целом. Погибший полковник имел за плечами 24 года летной карьеры и более 2300 часов полетов на реактивных самолетах разных типов. Он закончил Борисоглебское летное училище в 1985 году, а высшим пилотажем занимался с 1989 года.
Непосредственные причины его гибели также предстоит установить. Известно, что он успел катапультироваться, однако по каким-то причинам катапульта не спасла пилота. По некоторой информации, ряд зрителей наблюдал горящий парашют одного из пилотов, которым, скорее всего, и был Игорь Ткаченко.
Если причина гибели летчика кроется в неисправности катапульты, то де-факто это будет означать, что командир «Русских Витязей» погиб вследствие отказа физически устаревшей техники: самолеты группы были произведены на рубеже 80-90-х годов.
Независимо от того, какая именно причина вызвала столкновение самолетов и гибель Игоря Ткаченко, обновление техники ВВС России и, в частности, пилотажных групп является все более насущной задачей. В противном случае увеличение налета летчиков ВВС на старых машинах вызовет рост аварийности по причинам отказа авиатехники.
Напомним, что на сегодняшний день в эксплуатации ВВС России находится около 2700 самолетов и вертолетов, средний возраст которых составляет около 25 лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции