МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Преобразование в госкорпорацию в ряде случаев может быть единственным способом сохранения и развития отрасли, заявляют эксперты в энергетической сфере, комментируя поручение президента РФ провести проверку деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности их существования.
"Сама организационно-правовая форма "госкорпорация" для нашей страны очень молодая, многие корпорации до сих пор находятся в ситуации оформления и "устаканивания". Да, мировой кризис особо четко проявил разного рода неэффективные решения. Но, как и среди коммерческих организаций, есть те корпорации, что работают эффективно, и есть те, которые нужно "оптимизировать". Противникам такой организационно-правовой формы, настаивающих на том, что корпорации часто препятствуют развитию частного бизнеса, хотел бы указать на то, что в некоторых случаях реструктуризация в госкорпорацию является во многом безальтернативным шагом", - заявил РИА Новости зампредседателя комитета по энергетике Госдумы России Константин Зайцев.
В пример он привел находящуюся под полным государственным контролем атомную отрасль страны.
"Перед "Росатомом" ставятся задачи вполне рыночные: увеличение доли в энергобалансе страны и расширение присутствия на мировом рынке. И с атомщиков никто не снимал ответственности за ядерный оружейный комплекс. В таких случаях применение формы "госкорпорации" при мощном государственном контроле более чем оправдано", - сказал Зайцев.
Заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич сказал, что госкорпорации задумывались как механизмы эффективного использования государственных средств и государственной собственности в рамках рыночной экономики.
"Уже сейчас можно сказать, что, несмотря на небольшой срок существования госкорпораций, часть из них доказала, что государственная собственность может работать лучше после перевода ее на рыночные рельсы, что АО, даже со 100% государственным капиталом, - это много эффективнее, чем ФГУП", - сказал сенатор.
В то же время он уверен, что госкорпорации не должны монополизировать секторы экономики, которые можно развивать за счет частных инвестиций.
"Не может быть госкорпораций по "скрепкам и пуговицам" - по тем сферам, где частный бизнес справится и сам. Есть ситуация со стратегическими прорывными направлениями, которые без господдержки не обойдутся. Есть уникальные ситуации с изначально монопольными областями, которым, с одной стороны, требуется мощное развитие по рыночным законам, а с другой стороны, присутствие частного капитала там строго лимитировано", - сказал Межевич.
В апреле 2008 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что государственные корпорации пока еще не доказали эффективность, но "на ходу что-то менять было бы неправильным и контрпродуктивным". По его словам, госкорпорации не должны создавать конкуренцию реальным секторам экономики, за исключением случаев, для которых некоторые из них были специально созданы. В частности, это касается госкорпорации "Росатом", уточнил Дворкович.
Госкорпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций. Создание госкорпораций стало возможным после внесения в 1999 году изменений в закон "О некоммерческих организациях". Деятельность госкорпорации регулируется законом о ее создании.
Госкорпорация и РФ не отвечают по обязательствам друг друга, если этот закон не предусматривает иное. Предпринимательская деятельность возможна лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. К принципиальным отличиям от открытого акционерного общества (ОАО) можно отнести то, что госкорпорация не может быть признана банкротом, на нее не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие от государственного унитарного предприятия (ГУП) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов, раз в год она отчитывается лишь перед правительством РФ. Любые другие федеральные органы не вправе вмешиваться в деятельность корпораций.
По итогам проверки президент РФ поручил представить предложения, в том числе, о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы.
Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.
В настоящее время существуют семь госкорпораций - ВЭБ, "Ростехнологии", "Роснано", Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Олимпстрой" и "Росатом". Атомная госкорпорация была создана для развития ядерно-оружейного комплекса, увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны и расширения присутствия России на мировом рынке ядерных технологий. Сейчас "Росатом" объединяет предприятия полного топливного цикла - от добычи урана до вывода ядерных объектов из эксплуатации.
Весной этого года начали говорить о возможном упразднении этой формы юрлиц. Как писала в марте газета "Коммерсант", эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юрлиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент указом от 21 июля 2008 года.
В первой половине 2009 года Генпрокуратура проверила ряд госкорпораций.