Зачем нужны управляющие советы в школах? Могут ли члены советов определять размер заработка учителя? Обо всем этом – в интервью руководителя Центра стратегических разработок Академии социального управления (Московская область) Сергея Косарецкого.
- Как в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определена роль школьных управляющих советов?
- В проекте сказано об участии советов в оценке труда педагогов для распределения стимулирующей части фонда оплаты и вообще о важности их создания. Но, на самом деле, многие задачи, поставленные в «Нашей новой школе», можно решить только совместными усилиями представителей системы образования, местного сообщества и родительской общественности. Например, при переходе на новые стандарты управляющий совет должен иметь полномочия для утверждения той части образовательной программы, которую определяет сама школа. Общественность необходимо привлекать к решению вопросов новой школьной инфраструктуры, созданию новой образовательной среды. Есть примеры участия управляющих советов в поддержке талантливых учащихся и проектах по сохранению здоровья школьников.
Говоря об «открытости школы для семьи», авторы инициативы имели в виду не только возможность организации семейного досуга на базе образовательных учреждений, но и комплекс условий для содержательного диалога и совместной практики улучшения школы. Все мы – представители власти, работники системы образования, работодатели, родители - вместе должны сделать нашу школу новой.
- Федеральный эксперимент по апробации модели управляющих советов в школах начался в 2004 году. Чего удалось достичь за пять лет?
- В рамках эксперимента к 2006 году в школах нескольких регионов было создано около 200 советов - жесткого внедрения новшества не предполагалось. Но в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стартовала программа поддержки 21, а затем еще 10 регионов, где к 2009-2010 учебному году управляющие советы должны быть созданы в 100% процентах школ.
Риск создания советов «для галочки», безусловно, существует, и многие люди, вошедшие в советы, зачастую совсем не понимают, что это за орган и чем он должен заниматься. При массовом внедрении какой-либо инновации одинаковое качество не может быть обеспечено повсюду - пусть школьное и местное сообщество сначала созреет для этого. Другой вопрос, что права общественности - родителей, представителей местного сообщества, школьников, самих педагогических работников - на участие в управлении образованием, определении его содержания и оценке качества – в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования, сегодня нормативно обеспечены. Порядок создания управляющих советов регламентирован, их обязанности и управленческие полномочия закреплены в документах.
- А как насчет распределения стимулирующих выплат педагогам?
- Согласование критериев, порядка распределения и размеров выплат по результатам оценки деятельности учителей - важное полномочие управляющих советов, но не основа для оценки эффективности совета в целом.
Сегодня в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования и переходящих на новую систему оплаты труда, каждый управляющий совет должен этим заниматься. Во многих школах члены совета, не вдаваясь в подробности, согласовывают предложения директора. Это значит, что родители, вошедшие в совет, или не готовы серьезно обсуждать критерии оценки деятельности школьных педагогов и администраторов, или убеждены, что профессионалы всё знают в школе лучше, и не стремятся участвовать в согласовании стимулирующих выплат.
Но есть и примеры содержательной острой дискуссии между представителями общественности и профессионалами при решении этого вопроса. При этом в большинстве территорий разработанные регламенты позволили снять социально-психологическое напряжение в среде учителей относительно того, что родители будут оценивать их субъективно. Обеспечена открытость и объективность процедуры.
- Какие еще функции выполняют сегодня управляющие советы?
- Советы принимают решения о режиме занятий и продолжительности учебной недели, введении или отмене школьной формы, контролируют качество питания. Растет число примеров согласования профилей обучения, разработки и утверждения при участии советов программ развития школ. В Московской области, где мы ведем мониторинг управляющих советов, есть немало примеров их эффективной работы в разных муниципалитетах – наукоградах Дубне и Королеве, в Серпуховском, Озёрском и Шаховском районах, где доминируют сельские школы. Результаты зависят от многих факторов: ответственности и инициативности родителей, готовность к сотрудничеству школьных администраций, подготовки членов советов. Кстати, программы обучения общественных управляющих реализуются во многих регионах – например, в Московской области за два года подготовку прошли около двух тысяч человек.
Общественное управление в российских школах существует лишь несколько лет, и вряд ли стоит ожидать, что все советы будут активно, сознательно, ответственно, профессионально управлять школой наряду с администрацией. Иллюзий ни у кого нет, но нет и паники. Есть нормальный процесс роста.
Материал подготовила Нина Иванова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости