Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.
Запуск Большого адронного коллайдера – БАК, Large Hadron Collider – LHC (он же Большой адронный ускоритель на встречных пучках) опять задерживается.
Ранее предполагалось, что повторное после ремонта и модернизации его включение состоится в конце сентября. Однако на прошлой неделе во время подготовки к электрическим испытаниям в двух секторах ускорителя были обнаружены неполадки в вакуумной системе. Восстановительные работы неизбежно потребуют частичного подъема температуры в обоих секторах, которые до этого оставались охлажденными до температур, близких к абсолютному нулю. Нагрев, а потом охлаждение секторов займет несколько недель.
Напомним, что коллайдер был остановлен в сентябре 2008 г. через несколько часов после запуска из-за аварии: один из магнитов вышел из сверхпроводящего состояния. Одновременно был зарегистрирован выброс охлаждающего магниты жидкого гелия в туннель.
Выяснилось, что авария произошла из-за дефектного электрического соединения, связывающего сверхпроводящие кабели между двумя магнитами. То есть имела место тривиальная техническая неполадка, и не более того.
Технические проблемы неизбежны, когда речь идет о подготовке к работе и настройке уникального и одного из самых сложных агрегатов, когда-либо созданных человечеством. Сверхпроводящие магниты, 27 километров которых построены для БАК, – это первый проект столь грандиозного масштаба, равных которому на планете Земля до сих пор не было. Естественно неизбежны проблемы. Вряд ли их удастся избежать и в дальнейшем. Но они преодолимы.
Авария 19 сентября 2008 г. не только внесла коррективы в расписание работы коллайдера, но и заставила руководство Европейской лаборатории ядерных исследований (ЦЕРН) серьезно взяться за переоценку технологических рисков, связанных с эксплуатацией БАКа. Ее результатом стал ряд новых мер безопасности, которые уже внедряются.
При этом выяснилось, что стоимость ремонтных работ на коллайдере была первоначально недооценена и может в конченом счете составить порядка 30 млн долл.
Если все пойдет по плану, на полную мощность ускоритель должен заработать, как ожидается, в середине 2010 г. При этом, подчеркивает руководство ЦЕРНа, события не станут форсироваться, пока не будут реализованы все меры безопасности. Если же по каким-либо причинам работы все-таки будут задерживаться, то вестись они будут «без излишней торопливости».
У ЦЕРНа уже имеется насыщенная экспериментальная программа для реализации ее на БАКе. Вместе с тем, после печальной неудачи с его запуском руководство Лаборатории хотело бы ее расширить и ожидает от физиков новых идей.
Эксперименты на сталкивающихся пучках протонов и атомных ядер, планируемые на коллайдере, нацелены на исследование глубинных проблем современной физики элементарных частиц и устранение существующих «белых пятен» в картине понимания фундаментальных законов природы, взаимосвязи закономерностей макро- и микромиров, рождения и эволюции Вселенной.
Коллайдер открывает ученым доступ к самым высоким энергиям, которые можно получить на Земле искусственно. Есть общее понимание того, что на БАКе будут сделаны крупные открытия. Вместе с тем опасения, что его запуск может привести к гибели нашей планеты, не выдерживают критики. В земной атмосфере происходят и более высокоэнергичные столкновения, когда протоны космических лучей врываются в нее, порождая адронные ливни. Тем не менее, Земля существует уже миллиарды лет и до сих под не взорвалась, не испарилась и не превратилась в черную дыру.
По мнению известного российского ученого, в настоящее время работающего в Принстонском университете США, Александра Тельнова, вслед за БАКом со временем появится как минимум супер В-мезонная фабрика (линейный или циклический резонансный ускоритель протонов) на рекордную энергию. Иначе построить упорядоченную теорию на основе данных с БАКа вряд ли удастся.
Относительно недорого к нему можно будет добавить ускорительно-накопительный комплекс и фотонный коллайдер. Выполненные на них эксперименты позволят ученым взглянуть на открытую БАКом «физику за пределами стандартной модели» под принципиально новым углом.
Очень важны – подчеркивает А.Тельнов – также физика нейтрино и поиск темной материи. Работы в этих направлениях ведутся, но не так активно как хотелось бы. Причина в недостаточном финансировании и недостатке молодых, перспективных физиков. И в этом одна из проблем БАК, которой, так получилось, оттянул на себя неоправданно большую часть мирового научного сообщества, работающего в физике элементарных частиц.
"Дело конечно не в самом БАКе, – говорит А.Тельнов, – это действительно крайне важный для науки эксперимент, а в том, что многие физики, особенно молодые, ощущают, что финансирующие науку агентства заставляют их идти именно на БАК".
А ведь БАК не только ответит на некоторые очень важные вопросы по физике элементарных частиц, но и задаст много новых, на которые он сам ответить не в состоянии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции