Рейтинг@Mail.ru
Первая внутригородская автобусная линия в Москве. Справка - РИА Новости, 07.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первая внутригородская автобусная линия в Москве. Справка

Читать ria.ru в
Дзен
8 августа исполнилось 85 лет с того дня, как на улицах Москвы появилась первая постоянная внутригородская автобусная линия. Автобусы, которые ходили по Москве ранее, к концу 1917 года были признаны ненадежными в сравнении с трамваями.

8 августа исполнилось 85 лет с того дня, как на улицах Москвы появилась первая постоянная внутригородская автобусная линия.

Попытки организации автобусного сообщения (автоомнибусов) в Москве проводились еще до революции.

Первая автобусная линия в Москве была открыта 17 июля 1907 года графом Шереметевым. Автобус ходил от конечной остановки трамвая в Марьиной Роще (Сущевский вал у Александровской (Октябрьской) улицы) и Останкино (площадка перед дворцом графа). На линии работало всего два автобуса; оба были открытого типа, но с крышей; вход в автобус был устроен в заднем торце кузова. Расположенные вдоль стен лавки для сидения вмещали 8-12 человек.

Автобусы курсировали только в летний сезон и перевозили дачников из Марьиной Рощи в Останкино и обратно. Вскоре эта линия была закрыта.

13 июля 1908 года предприниматель Бузников организовал перевозку пассажиров автобусами с использованием двух 10 местных австрийских машин. Ходили эти автобусы от Петровского парка по Петербургскому шоссе к усадьбе Покровское-Глебово (ныне   Покровское-Стрешнево), т.е. в дачный загородный район.

Летом 1908 года открылось еще несколько частных линий автобусов, ходивших от конечных станций трамвая в ближайшие пригороды: от Семеновской заставы (станция метро "Семеновская") до Измайлова (к Измайловскому зверинцу), от Преснеской заставы (станция метро "Улица 1905 года") до Серебряного Бора.

В конце июля 1908 года, на период работ по замене коночных путей на трамвайные на улице Полянка, Управление Городских железных дорог ввело движение одного автобуса по маршруту Театральная площадь - Болотная площадь (кинотеатр "Ударник") - Серпуховские ворота (Серпуховская площадь). Однако из за плохого состояния московских мостовых этот автобус вышел из строя после трех недель работы.

Все последующие предложения частных лиц об открытии ряда городских автобусных линий городская управа отклоняла ввиду ненадежности и несвоевременности при наличии развитой трамвайной сети, и к концу 1917 года работоспособных автобусов в Москве не осталось.

После окончания Гражданской войны и введения НЭП появились экономические возможности для организации регулярного внутригородского автобусного движения. Московское коммунальное хозяйство (МКХ) в июле 1923 года приняло решение в дополнение к перегруженной трамвайной сети города организовать регулярное автобусное сообщение.

Для организации автобусного движения пришлось закупать автобусы за границей, так как отечественные заводы их не производили.

В мае 1924 года МКХ в виде пробы организовало движение нескольких импортных автобусов ("Фиат", "Бюссинг") и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор. За 9-10 часов работы каждый автобус перевозил по 200 пассажиров и давал выручку в среднем 52 рубля. Эти результаты подтвердили целесообразность применения автобусов в городе.

Расчеты показали, что сооружение трамвайной линии обходится в 25 раз дороже, чем организация автобусного маршрута той же протяженности.

21 и 22 июля 1924 года МКХ получило из Англии первые 8 автобусов марки "Лейланд" (Leyland). Автобусы

представляли собой тяжелые грузовики с длинной рамой, на которой располагался пассажирский салон. Он имел 28 мест для сидения, еще 6–7 пассажиров могли стоять в проходе. Правое расположение руля позволяло водителю контролировать расположенные справа же пассажирские двери.

"Лейланд" имел 4-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 6,6 л и мощностью 61 л. с. Он разгонялся до скорости 30 км в час. За каждый автобус первой поставки было заплачено 28 тыс. золотых рублей.

Для эксплуатации автобусов был подобран персонал в 45 человек (шоферы, кондукторы, ремонтные рабочие) и гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.

Трасса первого автобусного маршрута была утверждена Моссоветом и проходила от Каланчевской площади через Мясницкую улицу   Сретенский бульвар – Большую Лубянку - Кузнецкий мост – Петровку – Охотный ряд и Тверскую улицу до Александровского вокзала (ныне Белорусского).

Движение автобусов по этой линии открылось 8 августа 1924 года. 9 августа газета "Рабочая Москва" написала об этом событии: "Вчера в 12 часов в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчовской площади до Тверской заставы. Весь маршрут в 8 верст разбит на 4 станции и 13 остановок, в пути - 25-27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6-8 минут. Плата за одну станцию - 10 копеек".

Водители автобусов носили специальную форму и перчатки с крагами, а зимой - добротные шубы.

В январе 1925 года было закуплено еще 16 "Лейландов", что дало возможность открыть еще две линии: Курский вокзал - Брянский (Киевский) вокзал, и Балтийский (Рижский) вокзал - Саратовский (Павелецкий) вокзал. К концу года МКХ имело уже 94 автобуса "Лейланд", 30 - "МАН" (Германия), 12  "Рено" (Франция) и 2 -  "Форд" (США), что позволило открыть еще несколько маршрутов.

Первые результаты опытной эксплуатации автобусов тщательно изучались. Их анализ подтвердил преимущество автобуса перед трамваем.

С тех пор, за исключением военных лет, московский автобус только наращивал свои силы, и в настоящее время это наиболее массовый вид городского наземного транспорта. Его линии проходят во всех районах города, как в центре, так и за пределами Московской кольцевой автодороги (МКАД).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала