Руслан Салахбеков, Наталья Шкандыба.
МОСКВА/МАХАЧКАЛА, 7 авг - РИА Новости. Ботлихский район Дагестана ровно десять лет назад стал ареной борьбы между исламскими экстремистами и федеральными силами и ополченцами - именно здесь развернулись первые ожесточенные бои после вторжения 7 августа 1999 года из Чечни боевиков под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба.
Сейчас об этих событиях мало что напоминает - Ботлих и другие села постепенно застраиваются, сюда проводят газ, прокладывают асфальтированные дороги, здесь возводят школы и больницы, а на горе Ослиное Ухо рядом с Ботлихом, которую в те дни многократно штурмовали "федералы", раскинулся военный городок горно-стрелковой бригады.
Афганский опыт в горах Дагестана
В Ботлихский и Цумадинский районы вторглись около 500 боевиков Басаева и Хаттаба. Отпор им дали не только силовые структуры, но и простые дагестанцы. Ополченцы участвовали практически во всех боях против экстремистов, заявивших своей целью вытеснение России из Дагестана и создание на его территории исламского государства.
"На тот момент в тех районах, в Ботлихском и Цумадинском, федеральных войск было мало, и они не могли сдерживать атакующую волну. Поэтому руководство республики, руководство Махачкалы приняли решение создавать отряды ополчения", - рассказывает руководитель дагестанского отделения Российского союза ветеранов Афганистана Магомед Хадулаев.
Он возглавил тогда "афганское подразделение" интербригады, созданной мэрией Махачкалы. Подобные отряды создавались в Хасавюрте, других населенных пунктах, в зону боевых действий стекались добровольцы со всего Дагестана.
"Держали оборону чуть ли не с кремниевыми ружьями"
В Ботлихе, в зоне боевых действий, ополченцы Хадулаева оказались 11 августа. Тогда шел бой за соседнее с Ботлихом село Верхнее Годобери. Годоберинцы - маленький народ, населяющий всего три села - уже потеряли тогда Нижнее Годобери и Зибирхали и пытались удержать свою последнюю цитадель, самую высокую.
"Приехали ночью... Центр Ботлиха, час ночи, везде народ... Битком набитый людьми центр села. Со всех сторон идет стрельба. В Годобери бой. Все время какие-то рикошеты, трассера... В РОВД был штаб. МВД республики было на тот момент единственной силой, которая могла что-то предпринимать", - вспоминает Хадулаев.
В руках боевиков тогда уже были несколько сел в двух районах.
"Их просто оборонять было некому. Мирные жители... что у них есть, чтобы вооруженных до зубов людей остановить? Годоберинцы держали оборону. У них выгодное расположение села - на высоте 1700 метров село, вокруг обрывисто. Вот работники милиции и ополченцы и держали там оборону, с ружьями, чуть ли не кремниевыми", - рассказывает участник событий.
Бандиты поначалу заняли практически все господствующие позиции на высотах, их пришлось выбивать оттуда с помощью авиации, артиллерии и десанта, говорит Хадулаев.
"Подготовка к этому вторжению была серьезная... Они туда не первый раз зашли. Они знали, куда идут, что делать, где укрепляться, где делать запасы вооружения, питания. И народ пришел очень разношерстный, там был, в нехорошем смысле, интернационал", - вспоминает ополченец.
Так начиналась вторая чеченская
Оборона села Годобери, которое все же удалось отстоять, была не единственным героическим эпизодом той войны. Были еще упорные андийцы, так и не пустившие боевиков ни в Анди, ни в одно из остальных восьми своих сел и уничтожившие отряд Ширвани Басаева, младшего брата Шамиля Басаева, устроив искусственный камнепад в ущелье. Было много других моментов, когда люди повели себя достойно, несмотря на превосходство противника в вооружении и подготовке.
Еще были беженцы из захваченных сел, их привозили в Махачкалу и Буйнакск, размещали на приморских туристических базах, в пионерских лагерях.
Тогда, после двухнедельных боев, боевиков удалось вытеснить. В конце августа началась двухнедельная военная операция уже в самом центре Дагестана, в Кадарской зоне Буйнакского района - селах Карамахи и Чабанмахи, которые много лет находились под контролем радикальных исламистов и где не действовали российские законы. После начала боев в Кадарской зоне, 5 сентября, отряд Басаева и Хаттаба снова вторгается в Дагестан - уже в Новолакский район. Боевикам удалось взять под контроль большую часть района и создать угрозу захвата Хасавюрта. Общими усилиями с боевиками снова справились.
А потом российские войска вошли в неконтролируемую Чечню. Так начиналась Вторая чеченская война...
Из Дагестана в Южную Осетию
Спустя девять лет Магомед Хадулаев, прошедший Афганистан и оборонявший Дагестан, снова взял в руки оружие. После "жаркого" августа 1999-го случился не менее "горячий" август 2008-го - война в Южной Осетии. Отряд дагестанских ополченцев более чем из 40 человек под руководством Хадулаева прибыл во Владикавказ, готовый при необходимости выдвинуться в зону боевых действий.
На этот раз стрелять не пришлось, помощь отряда Хадулаева федеральным силам не понадобилась. Но в Южную Осетию они все-таки попали - уже с мирной миссией: одними из первых они привезли в послевоенный Цхинвали гуманитарную помощь.