МОСКВА, 6 авг - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев проведет в четверг совещание по проблеме безопасности на дорогах.
За минувшие две недели в России произошла целая серия резонансных ДТП с большими количеством человеческих жертв.
Крупнейшая из аварий, унесшая жизни 21 человека, в том числе двух детей, произошла 24 июля в Ростовской области, когда рейсовый автобус столкнулся с масловозом. В тот же день на совещании с членами Совбеза президент РФ потребовал принять меры, чтобы навести порядок на российских дорогах.
Одно из ДТП произошло в понедельник в Подмосковье в районе поселка Горки-10 на 25 километре Рублево-Успенского шоссе, где расположены резиденции руководства России, в том числе и президента. Водитель маршрутного автобуса "Автолайн", по предварительным данным ГИБДД, не справился с управлением, съехал с дороги и врезался в дерево. Пассажиры заявляют, что перед ДТП, в котором пострадало 20 человек, водитель увлекся пересчитыванием переданных ему денег.
Несмотря на то, что в процентном отношении показатель смертности на дорогах за первое полугодие 2009 года снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тем не менее, цифра все равно выглядит удручающей. Только за полгода в России в ДТП погибли более 10 тысяч человек.
"Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс дорожного движения", - заявил президент РФ, отметив, что ДТП под Ростовом - "это просто преступление".
Он назвал эту аварию следствием плохого состояния трасс, недостаточности контроля на дорогах, итогом безответственного поведения самих участников дорожного движения и поставил вопрос о необходимости изменения федерального законодательства, касающегося безопасности дорожного движения.
"Речь идет и о том, чтобы дороги приводить в порядок, но, на мой взгляд, вот такого рода абсолютно невозможные и невообразимые события случаются далеко не потому, что дороги такого безобразного качества. Это составляющая, но это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения", - убежден президент.
Предложения депутатов
Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предлагает поднять правила дорожного движения на более высокий уровень - до федерального закона.
"У нас ситуация с безопасностью дорожного движения очень плохая. Поэтому я считаю, что надо поднять правила дорожного движения до законодательного уровня, а то сейчас они просто принимаются постановлением правительства", - сказал Крашенинников РИА Новости.
Депутат отметил, что разные технические регламенты, которые, по его словам, в отличие от ПДД не имеют столь важного значения для безопасности граждан, принимаются в качестве законов.
"Нам нужен отдельный федеральный закон о дорожном движении, который бы рассматривался в Госдуме и широко обсуждался", - заявил глава думского комитета, указав на необходимость прописать в законе, что все вопросы, касающиеся медицинского освидетельствования состояния водителей, должны быть закреплены в подзаконных актах.
Однако только законодательными мерами уменьшить количество ДТП нельзя, надо также решать вопросы, связанные с организацией дорожного движения, усиливать роль гаишников, считает Крашенинников.
С ним согласен его коллега, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.
"Обеспечение безопасности на дорогах - это уровень федерального законодательства. Но перевод ПДД на уровень закона - это вопрос политический и должен обсуждаться с руководством страны", - сказал Шишкарев РИА Новости.
Кроме того, по его мнению, необходимо передать в одно ведомство все вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.
"И это должно быть не МВД, а Минтранс", - считает депутат.
Профильные ведомства
Минтранс РФ сообщил, что разработал поправки в закон о безопасности дорожного движения, предусматривающие обязательное оснащение грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих междугородные перевозки, устройствами постоянной регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами).
В настоящее время документ проходит процедуру согласования на межведомственном уровне, после чего он будет внесен в Государственную Думу.
На сегодняшний день законодательство предусматривает оснащение такими приборами только транспорта, осуществляющего перевозки по международным маршрутам.
Параллельно Минтранс считает необходимым создать механизм контроля за использованием тахографов и привлечения к юридической ответственности водителей грузовиков и автобусов, а также их работодателей за нарушения режима труда и отдыха водителей и требований установки и использования тахографов.
Министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев, который провел 30 июля в связи с резким ростом числа погибших в ДТП специальное внеочередное совещание, приказал своим подчиненным прекратить "милицейскую вакханалию" на дорогах, пересдать всем милиционерам на водительские права и экстремальное вождение наравне со всеми другими гражданами России, а также соблюдать правила дорожного движения.
Начальнику ГАИ Виктору Кирьянову в течение месяца поручено доложить о переаттестации сотрудников. Милиционеры, в частности, должны будут пройти медицинское переосвидетельствование и переаттестацию на вождение в экстремальных условиях.
По словам Нургалиева, в случае, если руководитель подразделения чувствует, что его сотрудник в экстремальных условиях не способен выполнить поставленную задачу с использованием служебного автомобиля, то его необходимо отстранять от управления транспортным средством.
"Это должны быть опытные, знающие и правильно выбирающие не только маршрут и скоростной режим, но и маневр, люди, наделенные соответствующими полномочиями", - указал глава МВД.
Он также потребовал жестко относится к тем водителям, которые садятся за руль нетрезвыми.
"Человек, который сел за руль в состоянии опьянения - алкогольного, наркотического - это уже преступник... Поэтому беспощадно занимайтесь этими вопросами и лишайте водительских удостоверений", - сказал Нургалиев.
Министр считает, что недопустимо рисковать жизнями других участников движения, и инспекторы ГИБДД должны забыть о снисходительности к нетрезвым водителям. Ситуацию с ДТП на дорогах страны, которые происходят по вине пьяных водителей, он охарактеризовал как "самое настоящее безобразие".
Эксперты
Вина за происходящее на российских дорогах лежит как на водителях, так и на ГИБДД, и на дорожных службах, считают эксперты.
Лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков считает необходимым разработать качественную государственную программу по подготовке водителей. Сегодня даже на некоторых современных трассах не установлены полагающиеся технические средства, в частности, "отбойники", не позволяющие транспортному средству выехать на встречную полосу, отметил он.
С тем, что водители автобусов и большегрузных машин ездят без отдыха сколько хотят, согласен и автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Александр Пикуленко.
"Не реформирована система дорожного надзора. Никто не проверяет состояние водителя и сколько они работают", - сказал эксперт.
Ведущий передачи "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко считает еще одной причиной, приведшей к такому количеству ДТП за столь небольшой отрезок времени, наступление отпускного сезона.
"Я это главным образом связываю с пиком летнего сезона, когда водители из городов выезжают на шоссе, увеличивают скорость и, к сожалению, скорость - это тот фактор, который ошибку несмертельную превращает в смертельную", - отметил эксперт.
"Если бы там было нормальное руководство движением, ничего бы этого не происходило", - считает депутат Госдумы Сергей Марков, который рассказал, что за час до ДТП под Горячим Ключом, в котором погибли восемь человек, проезжал по этой трассе. По его мнению, автоинспекторы на том участке дороги не предприняли достаточных усилий, чтобы справиться с возникшей массовой пробкой.
Общественная палата РФ, в свою очередь, считает необходимым решить проблему с быстрой доставкой в больницы пострадавших в ДТП. Члены палаты предложили правительству разработать федеральную целевую программу "Санитарная авиация России", которая предусматривала бы целевое приобретение вертолетов и самолетов медицинского назначения с их последующей передачей в субъекты РФ для нужд санитарной авиации. В настоящее время у медицинских служб нет своих летательных аппаратов.
Члены ОП также предлагают Минздраву вести мониторинг основных показателей дорожно-транспортного травматизма, внедрить мобильный телемедицинский центр для поддержки врачебных решений в системе лечебно-эвакуационных мероприятий, разработать и утвердить порядок оказания медпомощи детям с множественными сочетанными повреждениями в трассовых больницах, а также табель оснащения и штатные нормативы для медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, пострадавшим в ДТП.
Статистика
За шесть месяцев 2009 года в РФ произошло 84,365 тысячи дорожно-транспортных происшествий (что на 7,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в результате которых погибли 10,277 тысячи человек (-13,4%), а 106,392 тысячи человек (-5,4%) получили ранения, сообщает МВД.
При этом более 4,7 тысячи ДТП (-16,7%) произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате которых погибли 715 человек (-28,2%), а более 7 тысяч (-14,9%) человек получили ранения.
По данным ведомства, снизился и уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Так, за шесть месяцев этого года в России произошло более 8,5 тысячи (-9,9%) ДТП с участием детей, в которых 341 (-19%) ребенок погиб, и более 8,8 тысячи (-9,5%) детей получили ранения.
Рашид Нургалиев на прошлой неделе также открыто обратился к участникам дорожного движения - водителям и пешеходам - с просьбой вежливо вести себя на дороге, свести к минимуму агрессию, нигилизм и вседозволенность.