Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. Частный визит в КНДР экс-президента США Билла Клинтона, продлившийся всего 22 часа, завершился видимым успехом для обеих стран. В условиях кризиса вокруг ядерной программы Пхеньяна, появление в северокорейской столице бывшего американского лидера продемонстрировало, что диалог между двумя странами напрямую возможен.
Американцы со своей стороны добились освобождения двух журналисток, арестованных четыре с половиной месяца назад за незаконное пересечение границы, а северные корейцы показали, что при желании возможно все - даже в условиях международной изоляции привезти в Пхеньян бывшего американского лидера. Спасти лицо удалось каждой стороне, и особых препятствий для двусторонних контактов уже нет.
Официальной целью визита Клинтона было освободить журналисток Лору Лин и Юну Ли, которых задержали в марте на границе с Китаем во время съемок телефильма о беженцах из Северной Кореи. Нарушение границы и наличие у них съемочного материала антипхеньянского содержания стало поводом для суда в КНДР посадить этих граждан США на 12 лет в трудовые лагеря.
Но уже тогда многим наблюдателям было ясно, что за приговором последуют попытки Вашингтона добиться их освобождения и желание Пхеньяна пойти навстречу. Такие прецеденты уже бывали в прошлом и, как правило, содействовали некоторому сближению Соединенных Штатов и Северной Кореи.
Почему именно Клинтон подошел для этой роли?
Во-первых, именно при его президентстве (1993-2001) было достигнуто соглашение с Пхеньяном от 1994 года об урегулировании первого ядерного кризиса вокруг КНДР, и под эгидой США было начато строительство АЭС на легководных реакторах, свернутое окончательно Джорджем Бушем.
Во-вторых, Билл Клинтон - муж госсекретаря США Хиллари Клинтон, и именно он может либо способствовать ее приезду в КНДР для улучшения двусторонних отношений, либо смягчению позиции Вашингтона.
В-третьих, документальный телеканал "Каррент-ТВ", на который работают две осужденные в КНДР журналистки, был основан Альбертом Гором - вице-президентом США при Билле Клинтоне.
Кто, как не он, лучше всего подходил для роли "освободителя" двух журналисток, попавших в сложную ситуацию?
В Пхеньяне Клинтон был удостоен аудиенции высшего лидера КНДР, председателя Комитета обороны Ким Чен Ира, устроившего также в честь американского гостя официальный ужин. Специальным указом северокорейского руководителя двум американским журналисткам была объявлена амнистия. Но совершенно явно, что только этим визит не ограничился.
В переговорах участвовали и другие северокорейские деятели, в том числе первый заместитель министра иностранных дел Кан Сек Чу, представители ЦК Трудовой партии Кореи, а также возглавляемого Ким Чен Иром Комитета обороны.
"На встречах в серьезной обстановке глубоко и непредвзято обсуждались нынешние проблемы между КНДР и США и достигнуто единство мнений о том, что они должны решаться путем переговоров", - передало по итогам визита Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). По его данным, Клинтон даже передал устное послание Ким Чен Иру от президента США Барака Обамы, что в Белом доме, правда, отрицают.
Северокорейское агентство дало высшую оценку приезду Клинтона, подчеркивая, что этот визит "внесет вклад в углубление взаимопонимания и установление доверия между КНДР и США".
Что же получает Пхеньян взамен на освобождение Лоры Лин и Юны Ли?
Можно считать, что КНДР уже получила хотя бы то, что Клинтон прилетел напрямую в Пхеньян на фоне международной изоляции после проведенного в этой стране 25 мая ядерного испытания. Совет безопасности ООН принял в отношении Северной Кореи беспрецедентно жесткую резолюцию, позволяющую, в частности, блокировать счета и досматривать без применения силы грузы при подозрении, что они имеют отношение к ядерной и ракетной программам Пхеньяна.
Во-вторых, Ким Чен Ир получил возможность показать себя американцам как действующего лидера страны, способного вести переговоры, несмотря на сообщения о том, что он лишился здоровья и уже не в состоянии управлять государством.
Теперь следует, скорее всего, ожидать налаживания прямого диалога между США и КНДР, хотя в Вашингтоне заявляют, что изменений курса в отношении Пхеньяна не произойдет, пока он не откажется от ядерного оружия.
В ответ на санкции СБ ООН Северная Корея отказалась от дальнейшего участия в проводившихся с 2003 года в Пекине шестисторонних переговорах с участием России, США, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии. В таких условиях единственным каналом диалога могут стать только двусторонние контакты Пхеньяна и Вашингтона, ведь именно опасения американской агрессии после начала войны в Ираке стали предлогом для Северной Кореи для разработки собственного ядерного оружия и ракетных технологий.
Хотя наблюдатели высказывают сомнение в том, что США пойдут на двусторонний диалог, администрации Барака Обамы он явно был бы весьма выгоден для решения проблем вокруг КНДР, если учесть, что в марте в Вашингтоне будет созван всемирный саммит по ядерному разоружению, а в мае в ООН готовится международная конференция по пересмотру договора о нераспространении ядерного оружия. Времени остается мало, и президенту США, стремящемуся к глобальному ядерному разоружению, придется поторопиться. Со своей стороны северокорейское руководство уже дало ясный сигнал о готовности к сделке с Вашингтоном.