Десятки тысяч верующих во вторник вечером встретили патриарха Московского и всея Руси Кирилла, находящегося с пастырским визитом на Украине, в Почаевской лавре и у ее стен.
Лавра встретила патриарха колокольным звоном. В монастыре собрались десятки архиереев и сотни священнослужителей и монашествующих во главе с предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
Лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 г. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери.
Со временем Лавра стала приходить в запустение. Вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
Когда в 1596 г. польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и ополячивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иова, игумен Почаевского монастыря и священномученик Макарий, архимандрит Овручский. Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская Лавра с 1713 по 1831 г. находилась под властью униатов. Переданная затем в ведение православного духовенства, обитель в 1833 г. получила название Лавры с присвоением ей четвертого места в числе существующих в России.
Соборный храм Успения Божией Матери (главное украшение Почаевской Лавры) построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 г. в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского. Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Почаевская лавра. Справка
Читать ria.ru в