Ольга Галахова, критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
Как правило, летом в Москве наступает мертвый театральный сезон. Тот факт, что работают несколько московских театров (директора театрально-зрелищных предприятий называют это время дачным, огородным), погоды не делает. Посещаемость сильно сокращается уже в мае, почти в два раза. Благополучные театры предпочитают не париться по жаре, и ждут конец августа, начало сентября, чтобы жизнерадостно открыть окошки касс, а потом и услужливо распахнуть двери заинтересованной публике. Менее успешные напрягают труппы, прекрасно осознавая, что не в сезон на безрыбье и рак - рыба, и что летом есть надежда перехватить зрителя, который при другом раскладе предпочтет иные сценические площадки.
Однако у каждого правила есть свои исключения.
Обычный театральный столичный летний штиль взрывается, если в права вступает Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, который проводится в Москве один раз в два года. Можно без преувеличения сказать, что благодаря этому событию, летняя Москва становится мировым центром театрального искусства. За время своего существования — в этом году престижный форум стартовал в восьмой раз — москвичи и гости столицы смогли увидеть почти все лучшее, что есть в мировом театре.
Так вот, уходящая неделя прошла под знаком чеховского фестиваля, который идет к своему завершению. 2 августа спектаклем «Липсинк» выдающегося режиссера Робера Лепажа заканчивает свое выступление знаменитый канадский театр «Ex Machina» из Квебека.
В середине прошедшей недели в Москву вернулись с престижнейшего фестиваля Нью-Йорка Lincoln Center Festival наши актеры, где с большим успехом показали спектакль «Борис Годунов», опять же давний проект чеховского фестиваля.
Судите сами, билеты на русский театр в избалованном Нью-Йорке были раскуплены на июль еще весной, в апреле. Придирчивая «The New York Times» на первой полосе поместила фото Александра Феклистова в роли Бориса Годунова и дала развернутую (положительную) рецензию, высоко оценив режиссуру Деклана Доннеллана, британского режиссера, осуществившего с русскими артистами эту постановку еще девять лет назад.
Однако фестиваль такого уровня как чеховский — палка о двух концах. Почему-то эффект проклятого огорода, столь пугающий столичный директорат, в случае с чеховским фестивалем никак не срабатывает. Все спектакли Мировой серии, а их числом — более двадцати, шли в мертвые месяцы с неизменными аншлагами. Но есть и другой куда более опасный удар той самой палки: невольное сравнение достижений мирового театра с отечественными рекордами. Увы, наш жемчуг мельче.
После спектакля «Липсинк» Робера Лепажа стоит повременить с посещением московских театров, сделать паузу, акклиматизироваться на шести сотках, а уж потом, возвращаясь в подмосковной электричке, подумать о том, какой из столичных храмов Мельпомены предпочесть.
Вот куда надо спешить увидеть пока есть время! В театр «Мастерская» Петра Фоменко, где идут гастроли канадцев.
Лепаж — это нанотехнология театра, в котором квебекский режиссер — в равной степени поэт и инженер сцены — мощно аккумулирует достижения современного сценического искусства, кино, видео. «Боги из машин», когда-то поражавшие древних греков, способны поразить и сегодня, утверждает Лепаж, для которого театр не мыслим без сотворения чудес. Невозможно ставить спектакль, если нет приключений в пространстве.… Вот его кредо. Минимально трансформируя декорацию, режиссер виртуозно перемещает место и время действия. Мастер может дать одно и то же событие с разных углов зрения. И, кажется, совсем не боится наскучить зрителю, который смотрит «Липсинк» девять часов! Спектакль начинается в 13.00 и заканчивается около 22.00. (Правда, есть один большой перерыв на 45 минут).
Так вот, салон самолета, летящего в ночном небе, в котором умирает молодая женщина, оставив сиротой запеленатого малыша, в один миг превращается в квартиру оперной певицы Ады, которая его усыновит. И скроет от него, что мать его была проституткой из Никарагуа, проданной в Германии в сексуальное рабство. Тут же второй этаж декорации режиссер превратит в офис разных компаний, с которыми Ада будет вести из своего дома изнурительное дознание о судьбе малыша, и где сработает ее слава. По голосу служащий Томас узнает любимую певицу и, нарушая инструкцию, рассекретит информацию о ребенке. А потом Томас женится на Аде и станет отчимом сироте. Так, казалось бы, случайные события, цепляя друг друга, выстраиваются в высшую логику бытия.
Как правило, у историй, ставших литературной основой спектаклей Лепажа, есть документальная основа. И на этот раз он предложил своим актерам рассказать и написать для спектакля свои личные истории. В спектакле девять новелл о разных персонажах. Появляясь в жизни, друг друга случайно, они, тем не менее, оказываются вовлеченными в особый сюжет судьбы. И чем дальше развивается действие, тем отчетливее осознаешь, - в жизни не бывает случайных встреч. Каждая глава спектакля о новом персонаже проявляет судьбы остальных.
Лепаж крутит сюжет с разных точек, как крутит свою декорацию, смещая углы зрения не для демонстрации совершенной иллюзии, постмодернистского прикола, а для того, чтобы показать человека, затерянного в мироздании. Человек не знает, что ожидает его на пути испытаний, он не знает, как и когда прошлое, им прожитое, его же настигнет. Человек — вечный странник во Вселенной, одиноко преодолевающий свои поражения, несчастья, болезни, но есть надежда на рай и на успокоение. В финале у публики увлажняются глаза и в ход идут носовые платки. Под занавес режиссер воссоединяет сына Джереми и матерей — приемную Аду и подлинную никарагуанку Люпэ,— оплакивающих свое материнство, но и являющие собою втроем единое тело семьи.
Зал в едином эмоциональном порыве - после девятичасового марафона - встает и восторженно, и благодарно аплодирует, долго не отпуская артистов. Подлинные аплодисменты ни с чем никогда не спутаешь.
Этот шедевр Лепажа стоит посмотреть еще и для того, чтобы понять, каким совершенным может быть театр, повествующий о несовершенной жизни. А если кто-то и не успел, ждите до следующего сезона. Уже в апреле 2010 чеховский фестиваль совместно с Театром наций готовит премьеру с маэстро. Известно, что Роббер Лепаж будет ставить с Евгением Мироновым в юбилейный чеховский год спектакль по А.П. Чехову. Название пока держится в секрете, но ждать осталось совсем недолго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции