Ольга Серова, РИА Новости (Гродно - Минск).
Первого августа истекает переходный период, который был дан белорусским производителям молочной продукции для выполнения требований нового российского техрегламента. Напомним, что в июне Роспотребнадзор ввел ограничения на ввоз в Россию 1,4 тысячи наименований молочных продуктов из Белоруссии. В СМИ это тут же было названо началом российско-белорусской «молочной войны». В результате переговоров Москва и Минск подписали протокол, в соответствии с которым белорусскую продукцию разрешили поставлять в РФ до конца июля, с обязательным для белорусской стороны условием получить за этот срок санэпидзаключения в аккредитованных Роспотребнадзором лабораториях.
Фраза об аккредитованных лабораториях здесь ключевая – ведь белорусы утверждают, что все требования нового российского техрегламента в отношении молочной продукции они выполнили вовремя, но – получали санитарно-эпидемиологические заключения не в Роспотребнадзоре, а в лабораториях Россельхоза. А теперь Геннадий Онищенко, как глава Роспотребнадзора, их не признает. На что, отметим, имеет полное право.
Другая версия «молочной войны» со стороны белорусов – лоббирование их продукции крупными российскими производителями. Ограничивая поставки на рынок России более дешевого белорусского молока, они держат завышенные цены на свои товары.
Есть объяснения произошедшего и у российских чиновников. Главное – это демпинговые цены на белорусские молочные продукты, которые возможны благодаря специальной поддержке сельского хозяйства государством. Кроме того, уже за первые шесть месяцев белорусы отправили в Россию столько молокопродуктов, что успели, в частности, полностью выбрать годовую квоту беспошлинных (в рамках Союзного государства) поставок сухого молока. Интересно, что о низком качестве белорусских товаров никто, кроме Онищенко, не говорит.
Чтоб разобраться, обратимся к фактам. В соответствии с квотой, Белоруссия поставляет в Россию 2,8 млн. тонн молочной продукции в год. В том числе 110 тысяч тонн сухого молока (на 1 кг сухого идет 10 кг цельного молока) – и эти поставки действительно были сделаны уже за полгода. Сейчас ввоз сухого белорусского молока остановлен, поставляется лишь масло, цельномолочная продукция, сыры. Но, как сообщил на пресс-конференции в Минске министр сельского хозяйства РБ Семен Шапиро, по договоренности с российским министром Еленой Скрынник Беларусь резервирует за Россией на четвертый квартал дополнительно 15 тысяч тонн сухого молока. «По моим ощущениям, - сказал Шапиро, - это молоко России понадобится». В целом же совместную работу двух сельскохозяйственных министерств Семен Шапиро охарактеризовал как весьма насыщенную и успешную. «Мы друг друга услышали», - отметил он.
Это, безусловно, радует и вселяет надежду, что совместная работа российских и белорусских аграриев над новым техрегламентом на мясные продукты – он должен вступить в силу в будущем году – не приведет к началу «мясных войн».
А по новому российскому молочному регламенту, в частности, стали строже требования к содержанию в продукции различных примесей. В чем-то они даже строже, чем действующие в ЕС. Так, Евросоюз допускает содержание антибиотиков до 100 микрограмм на 1 кг молочной продукции, белорусы – до 10 микрограмм, а Россия требует свести их к нулю. Покладистые белорусы к этому готовы и главную задачу видят в скорейшем переоснащении собственных контрольных лабораторий аппаратами более тонкой чувствительности. Провести такое переоснащение – вопрос весьма дорогостоящий, один лабораторный комплекс стоит около полумиллиона долларов. Но белорусы уже закупили четыре, а всего до конца года направят на эти цели 5 миллионов долларов.
Надо отметить, что вообще в индустриально-аграрной Белоруссии чрезвычайно внимательно относятся ко всем вопросам развития аграрной отрасли. Только за последние три года в производственную сферу села инвестировано 6,8 млрд. долларов, что составляет 320 долларов на 1 гектар сельхозугодий. Этот показатель, действительно, более высок, чем в России.
Основная специализация белорусского сельского хозяйства – животноводство. Вся земля в стране находится в государственной собственности, сельхозпроизводители пользуются ею на арендной основе. Приоритет при этом отдается агропромышленным холдингам, которые создаются, как правило, на базе бывших крупных колхозов. Они имеют возможность брать в белорусских банках льготные кредиты, получают компенсации затрат на инновации, техническое перевооружение, мелиорацию земель, на поддержку социальной инфрастурктуры села. Кроме того, из госбюджета выделяются специальные суммы на минеральные удобрения и средства защиты растений.
Такой госполитике могут только позавидовать российские аграрии. И она уже дает весомые плоды. Урожайность зерновых в Белоруссии в 2008 году достигла 35,2 центнера с гектара, средний надой молока от коровы – 4,5 тыс. кг. Уже сейчас в стране производится 6,3 млн тонн молока в год, из которых 1 млн тонн – избыточен. А прирост составляет 300 тысяч тонн ежегодно. В стране вновь запустили остановленные в середине 90-х годов советские линии по производству казеина (его закупает, в основном, Китай), но все равно вопрос, куда направить эти молочные реки, стоит остро. По словам представителей белорусского Минсельхоза, в ближайшее время они намерены значительно увеличить производство и ассортимент сыров. Трепещите, прибалты!
За последние пять лет большинство белорусских производственных линий по переработке сельхозпродукции было полностью обновлено. И приобретались новые линии в Дании, Голландии, Германии, Италии, что в перспективе дает возможность выхода на европейский рынок.
Пока же главный партнер Белоруссии, конечно, Россия. Общий экспорт белорусского продовольствия и сельхозсырья достиг в прошлом году 2,2 млрд. долларов, продукция на 2 млрд. долларов из этой суммы была поставлена в РФ (88,9%). Кроме молока это мясопродукты (115 тысяч тонн), яйца (500 млн. штук), сахар-песок (150 тысяч тонн), льноволокно.
Для России удельный вес белорусского импорта составляет: молокопродукты – 7%, сахар – 3,2%, мясопродукты – 1,5%.
В страны СНГ за прошлый год было поставлено белорусской продукции на 72 млн. долларов, в дальнее зарубежье – на 105 млн. долларов. Так что как бы не стремились белорусы диверсифицировать поставки своей сельхозпродукции (что стратегически, конечно, верно), более емкого рынка, чем российский, к тому же с льготным, в рамках программ Союзного государства, режимом, нет и не предвидится. Разве что в создаваемом Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Вполне вероятно, что он начнет функционировать уже в будущем году и станет действительно мощным экономическим объединением.
Сегодня главное впечатление при знакомстве с агропромышленным комплексом Белоруссии, пожалуй, удивление. Удивление, что страна, не имеющая собственных энергоресурсов, в состоянии аккумулировать такие средства для развития сельскохозяйственной отрасли. Причем не только найти деньги, но и добиться прохождения финансовых потоков непосредственно в село, к производителям. Без потерь, усушек и утрусок. Здесь авторитарная модель управления дает замечательный эффект.
Не менее эффективно и прикрепление убыточных, отстающих хозяйств к передовикам. Эффективно, безусловно, для отстающих – предприятия-доноры, волей-неволей, вытягивают их на своих плечах.
В целом можно сказать, что июньская «молочная война» сыграла белорусам на руку - она продемонстрировала определенный запас прочности, а главное – реальную диверсификацию экономики Беларуси. И действительно, экспорт продовольствия составляет лишь 6,8% от общего экспорта этой страны. На первых местах – производство и продажа калийных удобрений, большегрузных автомобилей, продукции нефтехимии, транзит. Так что «санитарные кордоны имени Онищенко», которые в свое время практически обрушили экономики Молдавии (вино) и Грузии (вино, минеральные воды), лишь заставили активнее действовать, больше контактировать между собой белорусских и российских чиновников.
Что же касается оформления документации на белорусскую молочную продукцию, то в июле Минск представил в Роспотребнадзор 526 заявок на более чем 900 наименований. Белорусы говорят, что положительные заключения уже получены на 500 наименований. И заявляют, что не слишком обеспокоены снижением ассортимента – они совершенно логично собираются увеличить поставки в Россию тех видов продукции, которые будут разрешены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции