Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Брюссель, похоже, все более устает от демократического грузинского президента и его неутомимого стремления раздуть «кавказский вопрос». В последние дни июля в ЕС без всякого шума принято решение продлить полномочия миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии еще на год - до 14 сентября 2010 года. Одновременно министры иностранных дел решили даже не обсуждать на своей последней встрече в бельгийской столице расширение группы мониторинга ЕС по Грузии за счет включения в нее США и Турции.
Здесь надо сказать, что «Грузинский дозор» ЕС в последнее время становится все более востребованным образованием среди «неучаствующих». После того как Москва около двух месяцев назад наложила вето на продление миссии ОБСЕ в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, группа наблюдателей ЕС остается единственной западной миссией, которая пытается отслеживать обстановку на границе Грузии с Абхазией и Южной Осетией. В нее входят 225 невооруженных наблюдателей, которые имеют доступ только в приграничные с двумя независимыми республиками районы Грузии. В ЕС эту зону именуют «де-факто границей». Полномочия европейцев весьма и весьма ограничены: они не имеют ни средств, ни прав пресекать какие-либо инциденты в приграничных районах. А последние, к сожалению, не так уж и редки.
К «американизации» миссии EUMM (по первым буквам английской аббревиатуры - Миссия мониторинга Европейского Союза) ЕС Брюссель усиленно подталкивают и сам Саакашвили, и США. Грузинскому президенту включение американских представителей в группу видится как прекрасный способ добавить ей «прогрузинской объективности». США же получили бы при таком обороте событий законное право иметь своих наблюдателей в районах, где у них нет никаких полномочий находиться. И, уже будучи законным участником миссии, можно было бы жестко требовать расширения полномочий наблюдателей, вплоть до их вооружения и наделения более широкими правами и функциями. Если верить министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому, «Вашингтон уже предложил предоставить миссии ЕС свои снаряжение и личный состав». Министр иностранных дел Британии Дэвид Милибэнд (Лондон полностью поддерживает США) объявил, что миссия «должна быть более эффективной». В Британии, собственно, не очень и скрывают, что хотели бы «продавить» юрисдикцию миссии и на территории Абхазии и Южной Осетии.
Турцию предлагается включить в группу «для объективности», как региональную державу.
Правда, после такого расширения уже не будет ясно, о какой же мониторинговой команде можно говорить. С участием США и Турции группа ЕС уже не будет группой собственно Евросоюза. Она начнет более смахивать на группу наблюдения НАТО. Навряд ли Россия будет спокойно реагировать на подобного рода расширение политических полномочий блока, да еще в таком «горячем регионе», недавно пережившем войну.
На том, чтобы вопрос о расширении национального состава миссии наблюдателей ЕС не рассматривался, по крайней мере, до середины осени, настояла Франция. Ее поддержали, если верить дипломатам в Брюсселе, Италия, Бельгия, Кипр, Германия. «За» американцев выступают Британия, Финляндия, Литва, Эстония и Польша.
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер прямо заявил, что «сейчас не время ставить этот вопрос». «Этот шаг может быть воспринят как провокация в направлении подстегивания новых инцидентов в преддверии первой годовщины войны», сказал он. «Участие американцев в миссии мониторинга может быть контрпродуктивным в отношении нашей цели получить доступ на территорию Абхазии и Южной Осетии». Как выразился один из высокопоставленных дипломатов ЕС, «подавляющее большинство в ЕС склоняются к тому, чтобы миссия оставалась исключительно операцией ЕС». А шведы (Стокгольм с 1 июля председательствует в Европейском Союзе) дали понять на последней министерской встрече в Брюсселе, что они, по крайней мере, до конца осени этот вопрос в повестку дня ставить не готовы.
На фоне того, что говорил в Тбилиси во время недавнего визита вице-президент США Джо Байден, от хода Брюсселя отдает почти что ледяным холодом. Европа, видно, действительно слишком устала от Михаила Саакашвили и его попыток во что бы то ни стало снова расширить конфликт до широких международных масштабов. Или, во всяком случае, не дать ему «уйти с Большой повестки дня»: в противном случае у Саакашвили, собственно, не будет «чем держаться» за власть. Отсутствие внешнего врага оставит его один на один с внутренним врагом - уже почти всегрузинской оппозицией режиму.
Одновременно 30 июля стало известно, что ЕС окончательно перенес срок опубликования специального доклада о причинах «кавказской войны» и ее хронологии. Первоначально документ должен был появиться 31 июля. Теперь решено опубликовать его в конце сентября. Глава миссии ЕС, официально она именуется Независимая миссия по выяснению фактов по конфликту в Грузии, шведский дипломат Хейди Тальявини объявила, что главная причина - «дополнительные факты, вскрывшиеся только в последние дни». Она объяснила, что экспертам понадобится еще два месяца для обработки этих фактов.
Но в неофициальном порядке стало известно, что доклад слишком уж нелицеприятен для Грузии. Если верить немецкому Der Spiegel, в распоряжении которого оказались выдержки из документа, грузинская сторона признана там инициатором войны и главным агрессором. «Эта страна (Грузия) может винить в русской реакции только саму себя», якобы объявил один из экспертов группы и составителей доклада, отставной британский полковник Кристофер Лэнгтон. Его немецкий коллега по миссии, адвокат Отто Люхтерхандт, в свою очередь объявил, что «российские миротворцы в Южной Осетии имели полное право на самозащиту в соответствии со Статьей 51 Устава ООН». Доклад, говорят дипломаты, не хотят публиковать накануне годовщины войны, чтобы он не вызвал нового роста напряженности в регионе. В первую очередь не всколыхнул тяжелые воспоминания о «грузинском освобождении» в Южной Осетии.
Похоже, Европа положила Саакашвили «на лед», чтобы пережить годовщину «кавказского инцидента» без эксцессов. В первую очередь со стороны Саакашвили: он, как говорят, готовится отметить ее большой речью о новой угрозе со стороны России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции