29 июля в Молдавии проходят досрочные парламентские выборы. Одним из первых, рано утром, проголосовал президент Молдавии Владимир Воронин с супругой Таисией. После этого глава государства отправился в свою загороднюю резиденцию "Кондрица", где после обеда встретился с небольшой группой российских журналистов, представляющих РИА Новости и ряд теле- и радиоканалов.
- Владимир Николаевич, как настроение у вас сегодня?
- Нормальное настроение. Я бы сказал спокойно-уверенное. Я решил уйти от телефонов, от желания многих, в том числе и членов моей команды, "включить" меня во второстепенные проблемы. И отсюда я могу управлять ситуацией. Например, только что мне передали, что выборы можно признать состоявшимися. 33 процента, то есть одна треть уже проголосовала. Но голосование еще идет, на многих избирательных участках даже можно наблюдать очереди за бюллетенями.
- Почему так рано такая высокая явка?
- Почему же высокая? Это нормальная для Молдовы явка. Мы всегда голосуем на уровне 60-65 процентов. У нас очень активные граждане, причем не только в день голосования, но и в сам избирательный период. Они очень много участвуют во встречах с кандидатами в депутаты, а казалось бы, у нас эти выборы повторные и недавно (в апреле) были еще одни выборы. Конечно, наблюдается некоторая усталость, мы чувствуем ее по себе, по нашему активу, но нашим людям, нашим кандидатам, но избиратель - молодец. Браво. Он очень заинтересованно включается в обсуждение и это очень приятно, очень интересно.
- Ну а какие-то неприятности ожидаете?
- Нельзя после тех событий, что произошли 7 апреля, проявлять очень большую самоуверенность, самоуспокоенность. Тем более, что силы, которые участвовали в тех событиях, когда были разгромлены здания парламента и резиденции президента, еще не ответили за то, что они совершили. Пока еще Генеральная прокуратура ведет расследование и работает государственная комиссия. И знаете, когда кое у кого продолжает существовать ощущение безнаказанности, то рождается обстановка вседозволенности. Мы не исключаем, что такая вседозволенность будет проявлена. Например, был сегодня зафиксирован и запротоколирован случай, когда один избиратель сфотографировал бюллетень с тем, чтоб показать как он проголосовал и передать фото тем людям, которые платят ему за это деньги. Мы проинформируем об этом ЦИК и СМИ страны. По информации нашего штаба, в отдельные районы поступила очень большая партия мобильных телефонов с фотоаппаратами в целях того, чтобы некоторые избиратели фотографировали после голосования свои бюллетени и получали обозначенную им сумму за "правильное" голосование. За это им платят не более 200 леев (15 долларов).
- Господин президент, не исключено, что повторится ситуация с предыдущим парламентом, выбранным в апреле. Новый не сможет избрать президента и опять будут необходимы досрочные выборы. А такая ситуация может продолжаться вечно...
- Этого как раз мы опасаемся, и в ходе предвыборной кампании мы везде и всюду, где встречались с народом, предупреждали об этой ситуации. Более того, приводили конкретные примеры по Украине, которая уже практически 4 года не может выйти из выборной лихорадки. Как результат, постоянный кризис. А экономика Украины совершенно несравнима с нашими возможностями и ресурсами.
Если мы и дальше будем продолжать «играться» с выборами, «избирать-не избирать», то могут начаться необратимые процессы в стране. Основным нашим девизом поэтому и было - «Защитим нашу Родину».
- Может быть необходимо изменить законодательство, чтобы "чехарда" с выборами президента парламентариями не длилась вечно?
- Конечно, надо будет потом очень серьезно проанализировать эту ситуацию и найти нормальный, цивилизованный и демократический выход из нее. У нас было несколько камней преткновения: порог явки избирателей 50% плюс один. Согласитесь, что в летнее время, во время отпусков очень сложно ожидать высокой явки избирателей, поэтому мы снизили барьер до одной трети. Есть страны, в которых вообще порога нет, поэтому мы ничего не нарушили.
Нас все время критиковали и внутри и снаружи за то, что у нас порог прохождения в парламент 6%. Мы его опустили до 5%.
Сначала необходимо выяснять причины, чтоб потом лечить их. Еще одним камнем преткновения, почему мы пришли к досрочным выборам, были выборы президента. Выборы президента по Конституции Молдовы предусматривают, что в парламенте должно проголосовать за кандидатуру три четверти общего количества депутатов -получается 61 депутат. После выборов мы получили ровно 60 мест. Нам не хватило одного голоса, но нам не было обидно, это было справедливо. Мы могли бы договориться с кем-то, но не стали этого делать. Потому что не хотели на 4 года влезать в такие дебри и такие обязательства.
Есть у нас уже предложения: если не избирается президент в первом и во втором турах, то почему бы не опустить планку до простого большинства, арифметического большинства? То есть половины парламента плюс один голос. Что здесь недемократического будет? Все будет нормально.
Нельзя страну подвергать различным испытаниям, нельзя народ вовлекать в игры политиков, потому что ответственность многих из них сейчас нулевая, особенно тех, которые в оппозиции.
Тем более, что в наших условиях политическая культура еще не на самом высоком уровне. Абсолютно не на том уровне, на котором она должна быть. И есть в политике многие люди, которые не связывают себя и свое будущее с нашей страной, а являются ангажированными, "прикомандированными" из других стран элементами.
Когда стабилизируется ситуация, а я в это верю, следует подумать о том, как в дальнейшем не допускать подобных вещей, чтобы исключить любые потрясения.
После выборов мы должны вернуться к причинам, приведшим к этому кризису. Оценить эти причины и посмотреть, что на что влияет. И тогда принимать соответствующие изменения. Группа лже-демократов, коррупционных и мафиозных структур может договориться и устроить такую «чехарду» целому государству, что мало не покажется. Что, собственно говоря, они и сделали после 5 апреля.
-Как будут вести себя правоохранительные органы в случае возможного повторения апрельских событий, когда в Кишиневе были разграблены здания администрации президента и парламента?
- Мы извлекли из тех событий определенные уроки, силовые структуры подготовились для того, чтобы они (правоохранительные органы) были в состоянии адекватно ответить на подобные провокации. Но все зависит от того, какие методы и какие формы провокаторы будут применять. Когда в те акты вандализма были вовлечены, с помощью преподавателей, профессуры, дети 12-16 лет, я не знаю, у кого поднялась бы рука дать команду на применение силы против них.
Действия властей будут зависеть от того, как поведет себя оппозиция. Мне хочется быть уверенным, что она вряд ли пойдет второй раз на подобное.
- Владимир Николаевич, возвращаясь к нынешним выборам, по спискам идет 8 партий. Семь из них "дружат" против одной партии коммунистов?
- Серьезно дружат. Центральными силами этой "дружбы" являются интересы, которые не совпадают с интересами большинства нашего народа и которые даже не отражают нашу специфику, нашу действительность. Это интересы, навязанные извне. Прежде всего, румынскими и другими структурами, в числе которых и международный криминалитет.
- Если оппозиция придет к власти, сможет ли она потом между собой договориться или начнется дележ портфелей и кризис только усугубится?
- По той информации, которой мы сегодня обладаем, они уже внутри своих партий не могут договориться. Одни говорят, что не надо больше идти ни на какие выборы и надо создавать, как предлагают коммунисты, широкую коалицию, вторые абсолютно и категорически против этого, настаивая на том, что надо идти до конца - " Запад нам поможет, будет нас финансировать и все будет нормально, мы должны идти пока коммунисты не проиграют или сами не откажутся от власти".
Есть еще один момент не в их пользу - у них очень плохо с деньгами, а никто не будет кидать камни бесплатно. Если международная криминально-коррумпированная сеть не будет их финансировать и если наши "братья", которые навязывают себя из-за Прута, тоже не будут финансировать, то у оппозиции сил ни на что нет.
Вмешательство во внутренние дела нашей страны имеет место постоянно и не только в период выборных кампаний. С момента объявления независимости соседнее государство Румыния борется против нашей независимости. Румыния нас фактически не признала, об этом так и написали официальные румынские органы, в том числе и их высшие руководители - "мы признали независимость республики Молдова условно, как временный фактор до объединения с Румынией". Сейчас их президент подготовил предложение по награждению большой группы молдавских оппозиционных журналистов самими высокими наградами румынского государства. Не гнушаются даже такими формами вмешательств как подкуп и шантаж. Постоянно, каждый день работает серьезная система, созданы специальные подразделения, которые работают только против Молдовы.
- Какую роль в этом играет Европейский Союз?
- Начну с экскурса. Чтобы вступить в НАТО страна должна иметь, во-первых, четко обозначенные государственные границы, во-вторых, нормальные межгосударственные отношения со своими соседями. Ни одно из этих условий - ни первое, ни второе по отношению к Молдове Румыния не соблюдает. Но она подарила США две базы на своей территории и ее приняли в НАТО. Потом она вошла в ЕС, так же не выполнив ни одного обязательного условия для этого. Ни по какому показателю - ни по уровню жизни, ни по долгам, ни по чему. Сейчас ЕС, зная наше отношение, назначают румына руководителем группы мониторинга на наших сегодняшних парламентских выборах. Это открытый вызов. Какой нам из этого нужно делать вывод? Что Европейский Союз руками Румынии хочет нас поставить на место. Более того, упомянутый румынский европарламентарий, руководящий группой мониторинга, был автором категоричной и несправедливой резолюции по Молдове, которую Европарламент принял 7 апреля. И его же назначают руководителем группы. Что это? Ошибка? Обычно Евросоюз редко ошибается, а в случае Молдовы ошибки следуют одна за другой. Прежде всего, всех наших граждан сделали заложниками румынского государства в вопросах свободного режима посещения Европы. Для того, чтоб наш гражданин попал в Европу, он должен стать гражданином Румынии. Где это видано? Мы всюду говорим об этом. Каждый еврокомиссар, с которым мы беседуем об этом, отвечает только "да-да", но действий никаких не предпринимается.
Как можно так относиться к суверенному государству? Вот такая демократия и вот такой "стандартный подход" к суверенному государству. Если это не двойные, тройные стандарты, то я не знаю как это назвать.
- А как развиваются отношения Молдавии с Россией?
- Решение руководства Российской Федерации о выделении Молдове кредита в 500 миллионов долларов, причем не связанного ни с чем, ни с какими условиями, очень много значит, особенно в такой сложный политический и экономический период. Кроме того, сняты все преграды, все препятствия, все барьеры на пути экспорта молдавских товаров на российский рынок, включая всю алкогольную продукцию. Мы свободно их размещаем, если находим покупателя на российском рынке.
Когда у нас нормально начнет работать парламент, совместно с государственной Думой мы примем закон о мигрантах, о правах тех молдавских граждан, которые работают в России и граждан России, которые работают у нас в Молдове. Это огромная помощь. Не зря говорится, что "настоящие друзья всегда познаются в беде", и те отношение какие у нас есть с Россией, очень подчеркивают правильность этого изречения.
-Что Вы сами хотели бы делать после того, как передадите власть новому президенту?
- Это тоже зависит от результатов голосований. А в принципе мои все политические и чисто человеческие амбиции удовлетворены полностью, с большим гаком. И я бы предпочел бы быть простым депутатом, а также, если мне доверят, оставаться руководителем партии, чтобы я мог направлять и организовывать всю нашу деятельность.
Воронин: Молдавии необходима стабильность
© Фото : Ирина ВоробьеваПрезидент Молдавии Владимир Воронин
© Фото : Ирина Воробьева
Читать ria.ru в
29 июля в Молдавии проходят досрочные парламентские выборы. Одним из первых, рано утром, проголосовал президент Молдавии Владимир Воронин с супругой Таисией.