МОСКВА, 28 июл - РИА Новости. Предстоящее впервые в будущем году председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) положительно повлияет на деятельность Организации, считает председатель комитета Совета Федерации по международным делам, член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Михаил Маргелов.
На этой неделе, 1 августа, отмечается годовщина создания ОБСЕ. В 1975 году в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ.
Оценивая в интервью РИА Новости работу Организации, Маргелов отметил, что кризис в ОБСЕ "не острее, чем у других международных институтов, созданных в годы "холодной войны".
"Тем более, что в свое время Хельсинкские соглашения были существенным достижением советской дипломатии и ОБСЕ с разной степенью успеха пыталась решать непростые задачи, возложенные на нее Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе", - сказал сенатор.
В то же время он признал, что в работе ОБСЕ мало что изменилось со времени известного критического Заявления государств-участников СНГ относительно положения дел в ОБСЕ от 3 июля 2004 года и от 15 сентября того же года.
Вместе с тем глава международного комитета СФ подчеркнул, что "такого рода коллективные международные организации - эффективная вещь". При этом Маргелов отметил, что эффективность таких организаций возможна только при условии, что они действительно защищают безопасность своих членов.
Сенатор также обратил внимание на то, что "перезагрузка" российско-американских отношений создает определенные условия для реформирования ОБСЕ. По его мнению, во многом это будет зависеть от продвижения инициативы президента РФ Дмитрия Медведева о всеобъемлющей безопасности в Европе. "Разумеется, отношение к этой инициативе со стороны США имеет большое значение", - сказал Маргелов.
Он подчеркнул, что ОБСЕ нужно "политически определиться, прежде чем менять инструменты". По словам Маргелова, начинать надо с "восстановления равномерных действий организации по трем корзинам, то есть на военно-политическом, экологическом и гуманитарном направлениях".
Говоря о предстоящем председательстве в ОБСЕ Казахстана, Маргелов напомнил, что содержащее множество претензий к работе Организации Обращение государств-участников СНГ к партнерам по ОБСЕ было принято в 2004 году Астане.
"В принципе, председательство Казахстана может положительно повлиять на деятельность этой Организации", - считает сенатор. Однако, по его словам, для этого придется "преодолеть инерцию аппарата ОБСЕ, оптимизировать Секретариат, ввести "географическую справедливость" в распределение постов и в нем, и в специализированных институтах".
Маргелов отметил, что "бюрократия в ОБСЕ такая же, как всюду, и изменений не жаждет".
По мнению сенатора, предстоящая работа Астаны по реформированию ОБСЕ может быть затруднена, поскольку "за каждым действием председательствующей Астаны будут видеть Москву и под этим предлогом тормозить предложения, например, в части работы Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)".
Маргелов считает, что в качестве председателя ОБСЕ Казахстан должен сосредоточиться на вопросах безопасности: "здесь и проблемы разоружения, борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком", а также российская инициатива всеобъемлющей безопасности. Без ее принятия, отмечает Маргелов, уровень безопасности в Европе так и останется неудовлетворительным.
"Именно от этой инициативы зависит и приспособление ОБСЕ к современным реальностям, и роль стран СНГ в обеспечении европейской безопасности", - считает сенатор.
"Российская инициатива предполагает на этом пространстве именно взаимодействие, а не блоковую изоляцию. Плодотворный диалог Казахстана с НАТО и Евросоюзом этому как раз поспособствует",- подытожил Маргелов.