Интервью министра иностранных дел Республики Таджикистан Хамрохона Зарифи РИА Новости в преддверии рабочего визита президента Российской Федерации Дмитрия Медведева 30-31 июля в Таджикистан. Беседовала Лидия Исамова.
- Какова Ваша оценка современного состояния и перспектив развития двусторонних таджикско-российских отношений в политической, экономической, культурной, военных сферах? Есть ли на данный момент существенные проблемы в двусторонних взаимоотношениях?
- На наш взгляд любая объективная оценка состояния двусторонних отношений определяется не только тем, какое место занимает та или иная страна в системе внешнеполитических приоритетов, наличием тех или иных прагматических интересов, но и историческими предпосылками и опытом взаимодействия народов, цивилизационными и культурными факторами. В случае с Россией за нашими плечами лежит огромный пласт всех упомянутых факторов и взаимных тяготений, начиная с периода правления Романовых и Бухарских эмиров, многолетний опыт дружбы народов в рамках СССР, и продолжающийся, нацеленный на будущее период взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества Таджикистана и России.
Не случайно наши отношения на официальном уровне изначально сформировались и по-прежнему характеризуются, как отношения стратегического партнерства, как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в рамках интеграционных союзов и объединений.
Российской Федерации отводится четкое приоритетное место в системе интересов Республики Таджикистан. Наше партнерство охватывает практически все сферы: политическую, экономическую, военную, культурную и гуманитарную.
Фундамент наших межгосударственных отношений, по-прежнему укрепляется доброй политической волей, доверительными и тесными дружественными контактами глав государств – уважаемыми Эмомали Рахмоном и Дмитрием Медведевым. Мы надеемся, что совместными усилиями нам удастся обогатить эти отношения новым содержанием - особенно в торгово-экономической области, нарастить потенциал в культурной и гуманитарных сферах.
Сотрудничество в этих сферах развивается поступательно, отвечая интересам, как России, так и Таджикистана. Нами неоднократно отмечалось, что Таджикистан последовательно и неотступно являлся верным союзником России, как в своих декларациях, так и в практических действиях.
К ключевым сферам я бы отнес взаимодействие в военно-политической сфере, в вопросах безопасности. Здесь у нас практически нет никаких проблем, равно, как их нет в области международной и региональной политики. Долговременный и прочный характер нашего сотрудничества определяется геополитическими факторами, сохранением существующих вызовов безопасности и стабильности в регионе.
Особо отмечу общую обеспокоенность и заинтересованность в решении проблем в Афганистане, и напрямую связанный с этим незаконный оборот наркотиков, искоренение экстремизма и терроризма. С этим же мы связываем необходимость военного присутствия России в Таджикистане, закрепленного в наших межгосударственных документах. Объективной реальностью является сотрудничество в рамках многосторонних структур безопасности, таких, как ОДКБ.
- Как идет процесс реализации соглашений, достигнутых в ходе прошлогоднего визита в РТ Президента РФ Д. Медведева?
- Реализация каждого подписанного документа, исходя из его содержания, цели и задачи, требует определенного времени. Сторонами ведется работа по реализации всех тех документов, по которым выполнены и находятся в силе внутригосударственные процедуры.
Что касается тех договоренностей, которые были достигнуты в ходе визита Президента России в Таджикистан в августе 2008 года, то сторонами ведется работа по их скорейшей реализации. И, конечно, есть конкретные результаты, в 2008 году, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, впервые объем товарооборота между Таджикистаном и Россией составил 1,2 миллиарда долларов. Завершена работа по вводу в строй ГЭС «Сангтуда-1» - крупнейшего совместного проекта на постсоветском пространстве с участием РФ. В эти дни проходят вступительные экзамены в филиале МГУ имени М. Ломоносова в Душанбе. Однако мы считаем, что для развития двусторонних отношений и сотрудничества есть большие возможности и резервы, которые необходимо всецело использовать.
- Каковы перспективы реализации в Таджикистане крупных энергетических проектов, в частности, постройки Рогунской ГЭС при участии России?
- Мы придаем высокое значение нашему сотрудничеству в экономической области в целом и в сфере гидроэнергетики в частности. Я бы хотел особо отметить совместные проекты в области гидроэнергетики, выгоду от которых следует рассматривать и в региональном измерении. Потенциал Таджикистана в этой сфере огромен. ГЭС «Сангтуда-1» уже дает плоды для нашей энергосистемы в виде дополнительных жизненноважных киловатт-часов. Внушает определенный оптимизм наметившееся взаимопонимание по вопросам наращивания сотрудничества в данной области через продолжение строительства других средних и малых ГЭС.
Но нельзя забывать, что именно гидроэнергетика в последние годы сложилась как достаточно чувствительная сфера отношений, в силу того, что в решение этих вопросов оказались вовлеченными крупные корпорации и соседние государства. Учитывая прошлый опыт, нами рассматривается участие России в крупном проекте строительства Рогунской ГЭС, в рамках международного консорциума. Кроме того, мы предложили российской стороне три новых проекта строительства гидроэлектростанций средней мощности - «Оббурданской», «Явразской» и «Урфатинской».
Как видите, у России есть выбор и широкие перспективы в этом направлении.
- Насколько на Ваш взгляд, целесообразно дальнейшее пребывание в Таджикистане российской военной базы и будет ли Таджикистан на встрече на высшем уровне в Душанбе поднимать вопрос об оплате за аренду земли, которую занимает база и объект «Окно»?
- Роль 201 российской военной базы (РВБ) чётко определена в Концепции безопасности в Центрально-азиатском регионе, разработанной в рамках ОДКБ. Её роль также полностью соответствует букве и духу наших двусторонних соглашений с Российской Федерацией. В связи с тем, что потенциальная угроза Центрально-азиатскому региону с южного направления продолжает сохраняться, думаю, что размещение 201 РВБ не потеряло свою актуальность.
Вместе с тем, как я уже сказал выше, нами ведется обсуждение с российской стороной дальнейшего статуса и формы пребывания военной базы. Во время официального визита Президента РФ Д.А.Медведева в Таджикистан в августе 2008 года и рабочего визита в феврале текущего года нашего Президента в Россию главами обоих государств были даны указания соответствующим ведомствам по вопросу дальнейшего функционирования РВБ. Сейчас над этими вопросами работают эксперты двух стран.
- Готов ли Таджикистан обеспечить работой несколько десятков тысяч трудовых мигрантов, лишившихся работы в России и Казахстане?
- Все наши граждане, выехавшие в Россию, Казахстан и другие страны на заработки, имеют постоянную связь с родиной, с родными и близкими, и республика всегда готова принять их. В этом году вследствие финансового кризиса, часть из них вернулась домой, некоторые устраиваются на работу. Конечно, Таджикистан будет стараться трудоустроить своих граждан. В настоящее время многие предприятия и хозяйства нуждаются в рабочих руках. Так что, здесь дело не в том, могут ли они найти работу. Как показывает практика, во-первых, люди хотят зарабатывать больше, а во-вторых, трудовая миграция – естественный социальный процесс, который происходит во всем мире.
- Какие действия планирует предпринять Таджикистан в вопросах трудовой миграции, защиты прав и интересов своих сограждан, находящихся в России?
- Вопрос трудовой миграции постоянно находится в поле зрения руководства республики. Вошло в традицию включать в программы зарубежных визитов нашего Президента его встречи с соотечественниками, работающими за рубежом, такие встречи проходили в Нью-Йорке, Брюсселе, Йемене, Астане. За последние два года Глава Таджикистана встретился с нашими соотечественниками в Москве и Екатеринбурге. В ходе этих встреч обсуждались множество вопросов, проходил обмен мнениями, поднимались актуальные проблемы. Соответствующие министерства и ведомства получают задание по решению конкретных вопросов.
В этом вопросе работа ведется параллельно в нескольких направлениях. Во-первых, в республике идет усиленная работа по созданию рабочих мест с целью обеспечения работой наших граждан и сокращения числа трудовых мигрантов, выезжающих за границу в поисках работы. Во-вторых, соответствующими министерствами и ведомствами проводится разъяснительная работа среди тех, кто выезжает за границу. В-третьих, ведется работа по координации миграционных потоков. Постепенно это может исключить хаос и неразбериху, и обеспечить целенаправленное движение трудовых мигрантов. Те люди, которые хотят выехать на заработки в другие страны, находясь дома уже должны иметь всю необходимую информацию о предприятиях, где им предстоит работать.
И, наконец, наши дипломатические представительства проводят непосредственную работу там, где живут и работают трудовые мигранты. Данная работа, ведется в постоянном режиме, и включает в себя, прежде всего, взаимодействие с соответствующими органами страны пребывания и непосредственную связь с нашими гражданами.
В России этими вопросами занимается Посольство, а в последние два года еще и наше Генконсульство в Екатеринбурге. Кроме того, общественные организации и общины, созданные нашими соотечественниками в странах пребывания тесно взаимодействуют с созданные нашими представительствами, являются надежным средством не только для общения и проведения культурно-массовых мероприятий, но и дополнительным рычагом для решения проблем трудовых мигрантов.
Вместе с тем нерешенных вопросов в этом направлении много и решать их мы будем совместно с нашими коллегами в России.