Смотреть видеоинтервью Вячеслава Малинки и Ирины Ясиной>>
Не так давно президент РФ Дмитрий Медведев озаботился ростом цен на лекарства, что вызвало опасную суету в регионах. Еще с 1996 года региональные власти имеют право устанавливать предельный размер надбавок на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых. Но из-за действий местных властей регулирование предельных надбавок стало распространяться и на лекарственные препараты, которые не входят в список. Своим мнением об этой ситуации с точки зрения производителя поделился Вячеслав Малинка, директор Красногорского завода лекарственных средств. Беседовала Ирина Ясина.
- Я понимаю, что это не самая радостная тема для любых производителей лекарств, но с чего все началось?
- У нас есть своя дистрибьюторская компания. Это отделы маркетинга, рекламы и сбыта, объединенные в отдельную компанию. Это 100% дочернее предприятие, которое распространяет лекарства по ценам завода. Также есть сети крупных национальных дистрибьюторов. От одного из них мы недавно получили письмо, в котором нам предложили отгружать лекарства с нулевой наценкой в связи с высокими ценами на них. Если мы не уберем свои наценки, то последующие распространители будут вынуждены убирать наценки, терять деньги, а они, конечно, не заинтересованы в этом.
- Получается, что вашему дочернему предприятию надо работать вообще без прибыли?
- Да, дистрибьюторы хотят, что мы грузили лекарства с нулевой наценкой. Но я говорю только про отечественные.
- А еще есть импортные.
- С импортными лекарствами ситуация еще более непонятная, так как там торговая наценка определяется от цены, указанной в таможенной декларации, плюс налоги, стоимость "растаможки" и т.д. Теперь получается, что они тоже должны работать без прибыли.
- Понятно, что предприниматель без прибыли работать не может. Предположим, что президент совершенно правильно озаботился тем, что цены на лекарства растут. Насколько оправдан этот рост цен и можно ли его остановить?
- Дело в том, что цель снизить цены может быть и благая, так как действительно есть проблемы с покупкой лекарств, с высокими ценами, с разницей в цене в зависимости от места продажи. Но эта цель достигается теми средствами, через которые мы уже проходили.
- Проходили в Советском Союзе?
- Мы через такое проходили в начале 90-х. Я очень хорошо, потому что работаю на заводе уже 14-й год. Тогда регистрировались цены производителя и, судя по всему, это предлагается или будет предложено сделать сейчас.
- А в чем смысл регистрации цены? В том, что если ты ее захочешь повысить, то тебе настучат по голове и скажут: «Не смей!»?
- Я думаю, что смысл регистрации заключается в том, чтобы все это контролировать, то есть, чтобы кто-то мог
посмотреть и посчитать, что вот здесь вы нарушили, там вы нарушили, здесь неправильно заявили и так далее. В отношении всех лекарств, не только тех, которые входят в перечень жизненно необходимых, это в принципе абсурдно. Любой производитель может заявить любую цену и ее всегда оправдать. Но сам процесс отнимет уйму времени! Производителю придется поставить на поток новый бумажный процесс, но цель не будет достигнута.
- Хочу вернуться к одному из своих предыдущих вопросов. Цены на лекарства растут. Понятно, что на импортные препараты они растут еще быстрей из-за девальвации рубля. Реально ли остановить рост цен?
- Почему растут цены на лекарства? Я думаю, любой экономист найдет много причин для объяснений. Но понятно, что когда наступает кризис в экономике и в том числе на фармацевтическом рынке, происходит сбой. Система приходит в состояние дисбаланса. В результате у всех появляются проблемы, в том числе с ценами. Кто-то решает их за счет повышения цены, так как ему нужны деньги для поддержки бизнеса, то есть рост цены всегда оправдан какими-то факторами. В нашей ситуации он тоже был оправдан, но регулировать этот процесс предоставлением региональным властям возможности устанавливать наценки не совсем правильно с экономической точки зрения.
- Эти региональные ограничения уже введены в целом по стране? Или только в отдельных регионах?
- Они уже были введены и действовали, но их никто не контролировал. И как только началась эта эпопея, все вдруг вспомнили, что они есть и надо их регулировать. Я думаю, что это происходит в большинстве регионов.
- К чему может привести такое регулирование торговых наценок и возможное введение регистрации цены производителя?
- С моей точки зрения, результат будет только один: бюджет не получит в виде налогов, в том числе и таможенных пошлин, определенные деньги.
- Лекарства не будут завозиться?
- Получается, что когда вы ограничиваете определенные показатели прибыли, это ведет к ограничению всей деятельности компании. Не секрет, что любая компания имеет в своем портфеле какие-то продукты, которые она продает с низкой прибыльностью, а по каким-то - завышает цену. Это обычное экономическое явление. В новых условиях из-за ограничений компании могут уменьшить количество импортных лекарств, в том числе и дорогостоящих.
- Но в данном случае потери государственного бюджета меня волнует меньше, чем состояние людей, которые непосредственно нуждаются в этих лекарствах. Эти ограничения, если они будут свирепствовать и дальше, приведут к исчезновению и импортных, и каких-то наших отечественных лекарств?
- Это уже в какой-то степени произошло в начале года. Я некоторые лекарства не смог найти и в аптеках, и у
дистрибьюторов, потому что были свои проблемы с завозом импорта. Импортные поставщики и дистрибьюторы не могли договориться из-за курса рубля, и это привело к тому, что определенный промежуток времени поставок не было или они были ограничены.
Результат ограничений может быть только в том, что и ассортимент свернется, и какие-то лекарства не будет смысла продавать. Сам процесс бумажной работы, который предусматривает регулирование цены, приведет к тем же затратам как со стороны производителей, так и фармацевтических дистрибьюторов, которые потом будут в конце концов включены в новые цены на лекарства.
- То есть из-за этого цены еще будут расти? Зато вам их будут ограничивать.
- Да, будут ограничивать. Вообще, любой человек, занимающийся бизнесом, вам скажет, что всегда есть пути, как обойти тот или иной закон, поэтому смысла в таком регулировании я не вижу. Воспринимаю его с какой-то грустью, потому что это возврат к тому же, что уже было когда-то предложено в области регулирования. Но тогда до этого не дошли.
- Ты имеешь в виду в начале 90-х?
- Да, но тогда на определенном этапе поняли, что этого не надо делать. И вдруг мы опять вернулись к тому же, мы опять говорим в тех же терминах. Непонятно, зачем делать этот шаг назад?!
- Но, может быть, есть шанс, что и сейчас наши власти одумаются?
- Шанс есть всегда. По этому поводу я хочу рассказать интересный случай. В Московской области одна женщина хотела работать в местной администрации в определенном отделе. А ей сказали: «Давайте мы вас лучше в отдел ценообразования возьмем? У нас с сотрудниками в этом отделе плохо». Мне рассказали и я подумал, что, наверное, грядет увеличение штатов в отделах ценообразования, чтобы эти люди занимались контролем за ценами, регистрацией и так далее. На уменьшение цены это мало повлияет, только увеличится количество бумаг и сотрудников.
- А цены по-прежнему будут расти.
- Да. Даже на нашу продукцию, хотя она не входит в перечень жизненно необходимых. Но почему-то в некоторых регионах эти ограничения распространяются только на жизненно необходимые препараты, а в каких-то - на все лекарства. Вроде бы все официальные лица говорят об уменьшении цены на жизненно необходимые препараты, а в результате оказывается, что это распространяется на все лекарства.