Андрей Золотов (мл.), главный редактор RussiaProfile.org – РИА Новости.
Начавшийся сегодня визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину беспрецедентен и по своему масштабу, и по символическому значению, а от того, как он пройдет, во многом зависит как будущее Православной Церкви в Украине, так и в немалой степени российско-украинские отношения и положение самого Московского Патриархата.
Начавшись в понедельник в стольном Киеве, где патриарх завтра возглавит торжества, посвященные святому князю Владимиру – Крестителю Руси, десятидневный паломнический путь его проляжет дальше в Донецк и Горловку – на традиционно тяготеющую к России восточную Украину. Затем – Крым, где 2 августа патриарх будет служить в древнем Херсонесе, на месте крещения князя Владимира. Последние дни визита – пожалуй, самые смелые – пройдут в западных областях Украины, где исторически соперничали и соседствовали Православная и Католическая Церкви, русская и западная цивилизации, где сегодня доминируют недружественные Москве политические и церковные силы. В повестке дня – Ровно, Луцк, Владимир-Волынский и форпост православия на западе – Почаевская Лавра, где 5 августа завершится этот визит.
Для человека внешнего, не погруженного в хитросплетения украинской истории, нелегко разобраться в сложностях церковного положения на Украине. На протяжении веков наследники Владимировой крещальной купели не раз оказывались и в разных государствах, и в разных церквях, а многочисленные войны, прокатившиеся по этой части Европы, неизбежно оказывались гражданскими войнами для тех, кто сегодня составляет народ Украины. Ведь только в рамках Советского Союза Украина обрела свои сегодняшние границы, а в годы после его распада, когда Украина стала самостоятельным государством, начался сложный и до конца еще не закончившийся процесс формирования единой украинской нации. Мало найдется уголков в мире, где религиозный фактор играл бы такую важную роль и в повседневной жизни, и в идентичности народа. Именно поэтому Церковь на Украине оказывается объектом колоссального политического давления, часто действующего на разрыв духовных и исторических связей. В результате сегодня православные на Украине разделены по крайней мере на три церковные группы и соседствуют с греко-католиками – христианами, придерживающимися византийского обряда, но относящимися к юрисдикции Папы Римского.
Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает, что едет на Украину с пастырским визитом, молиться у святынь этой земли о единстве Церкви, о единстве и благополучии украинского народа, переживающего сегодня тяжелый политический и экономический кризис, о единстве всех народов, возводящих свою историю к Киевской Руси, а это не только украинцы, но и русские, и белорусы. Ведь и сам московский патриарший престол видит себя преемником древней киевской кафедры. Это визит не политический, подчеркивают официальные лица Церкви, патриарх едет к своей пастве.
Однако в этом заявлении есть и другая сторона. Направляясь к своей украинской пастве и с первых шагов своего визита обращаясь к ней не только по-русски, не только единым для наших народов церковно-славянским языком богослужения, но и по-украински, подчеркивая свое уважение к украинской государственности, патриарх Кирилл заявляет, что он – не патриарх Российской Федерации, не глава церкви русского народа, как бы удобно ни было видеть его таковым и русским, и украинским националистам. Он видит себя патриархом и России, и Украины, и Беларуси, и Молдовы, и всех православных христиан во всем мире, видящих в нем земного главу своей Церкви.
В этом – его некоторое отличие от линии его предшественника на московском патриаршем престоле – покойного патриарха Алексия Второго, который, дав права широкой автономии Украинской Православной Церкви в 1990 году, столкнувшись с демонстрациями протеста в Киеве, когда приехал в том же году вручить грамоту о самоуправлении тогдашнему митрополиту, а в дальнейшем раскольническому патриарху Филарету, не посещал украинскую землю на протяжении почти 18 лет. Год назад 80-летний патриарх Алексий приехал в Киев, когда там разыгрывалась президентом Виктором Ющенко большая внутриправославная и международная драма с приездом одновременно двух патриархов – Московского и Константинопольского, которому администрация президента Украины уготовала роль объединителя украинского православия под своим, а не московским омофором. Парадоксальным образом, со встречи в Киеве, которая была чревата большим расколом Вселенского Православия, начался новый этап отношений между Московским и Константинопольским Патриархатами, получивший свое развитие в ходе архи-успешного, по словам его участников, визита уже Патриарха Кирилла в Турцию месяц назад. По всей видимости, и в отношении Украины между двумя влиятельнейшими патриархатами были достигнуты пока неизвестные широкой публике договоренности.
Неправильно сегодня смотреть на саму Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата просто как на филиал РПЦ на Украине. При всей сложности происходящих в ней процессов, которые принято описывать как наличие про-московской и про-автокефальной партий, при всех организационных недостатках, налицо формирование самостоятельной, промежуточной между Востоком и Западом идентичности Украинского Православия, в центре которого сегодня стоит именно каноническая Церковь, а вовсе не отколовшиеся группы, видевшие себя до недавнего времени главными носителями украинского национального сознания.
Относительно молодой и энергичный патриарх Кирилл, имеющий за плечами двадцатилетний опыт высшего русского церковного дипломата, не боится демонстраций протеста, которые не преминули начаться с первых шагов его визита. Он не боится обращаться к своей украинской пастве по-украински и возлагать цветы к памятнику жертвам голода 30х годов. Ведь недаром своим избранием на московский патриарший престол в январе этого года он во многом обязан поддержавшим его украинским епископам и делегатам Поместного Собора. Впервые в истории он проводит в понедельник заседание Священного Синода всей Русской Православной Церкви в Киеве, который он последовательно называет не только традиционным названием «матери городов русских», но и новым термином – «южной столицей Русского Православия». Он пытается вернуть всю «Церковь исторической Святой Руси», всю восточно-славянскую цивилизацию, духовным главой которой он себя видит, к своим истокам – в Киев. И найти способ сохранения этой цивилизации как единой при уважении политических и культурных границ и различий сегодняшних государств и народов.
Он пытается подчеркнуть вселенский, наднациональный характер своей Церкви, и выстроить новые отношения с Западным христианством, и прежде всего с Римско-Католической Церковью, перед лицом вызовов секулярного мира. А Украина – это та земля, на которой исторически происходило и соперничество, и взаимное обогащение двух великих христианских цивилизаций.
Получится ли у него этот грандиозный проект, удастся ли патриарху Кириллу стать со временем не еще одной внешней силой, раздирающей украинский народ, а объединителем Украинского Православия и строителем новых отношений с христианским Западом, во многом покажет начавшийся в понедельник визит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции