Президентская инициатива «Наша новая школа», представленная Минобрнауки на рассмотрение экспертов, предполагает введение новых систем оплаты труда учителей. Особое место в этом проекте занимает также конкурс «Учитель года России». О материальных и моральных стимулах школьных педагогов РИА Новости рассказал министр образования Пермского края Николай Карпушин.
- Николай Яковлевич, по каким критериям в Пермском крае оценивают сегодня деятельность учителей?
- Мы перестали говорить просто о повышении квалификации учителя. Вместо этого стали говорить о стимулирующих элементах заработной платы и объективном контроле за деятельностью учителя. Причем в этом контроле должен быть задействован не завуч школы, а как минимум управляющий совет с участием родителей. Механизм стимулирующих выплат регионы могут совершенствовать. Мы, например, в Пермском крае, основываясь на принципах федеральной методики, разработали свои критерии. Во-первых, кроме ЕГЭ у нас есть еще единые муниципальные тесты - объективные и независимые. С их помощью мы можем оценить, чего добился ученик после окончания начальной школы, к седьмому, девятому и одиннадцатому классам.
Во-вторых, мы относим к компетенции школы все, что связано с подростковой преступностью – ведем статистику. В-третьих, не забываем о здоровье. Есть конкретные показатели: плохое зрение, сколиозы. Если учитель не досмотрел за ребенком – получит штрафные баллы.
К основным критериям оценки каждая территория может добавить свои, например, по использованию инноваций. Допустим, мы сейчас вводим электронные дневники. Одна территория считает для себя это важным, другая нет.
- Насколько, на Ваш взгляд, полезны конкурсы среди учителей?
- На мой взгляд, все, что касается моральной поддержки учительства, гипертрофировано. Чего мы только ни дарили победителям различных конкурсов: автомобили, квартиры. Премия лучшему учителю в прошлом году составляла 500 тысяч рублей. А что это дает? Никаких мощных результатов мы не получили, только театрализацию этого действа. Чем выше премия, тем больше журналистов, тем лучше зал, тем большее количество политических партий пытается принять участие в мероприятии. А смысл? Результаты надо показывать не на конкурсах, а в школе.
Благодаря интернет-технологиям мы сегодня можем выявить лучших учителей по результативности их работы – есть рейтинги школ и рейтинги учителей.
Недавно в Перми мы провели единый муниципальный экзамен в четвертых классах. Выявить лучших оказалось просто: все учителя четыре года ведут один и тот же класс.
Главное в этих рейтингах – объективно и понятно сформулированные критерии оценки. Если это гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, которые ведет явный или неявный отбор детей, то соответствующие результаты они должны предъявить и на выходе.
Другое дело, школа – социальная окраина. Мы понимаем, что в нее попали все, кто мог, но благодаря именно этой школе понижена динамика преступности подростков. И та и другая школа по-своему достойны
- Вы согласны с тем, что престиж профессии учителя упал, а педагогическое образование никуда не годно?
- Уважение к профессии учителя надуманное. Престиж профессии изменится одновременно с размером той зарплаты, которую получает учитель.
Что касается образования, то, на мой взгляд, время, когда все правдами и неправдами хотели стать экономистами и юристами, прошло. Сегодня молодежь думает о том, куда утроиться после окончания вуза. В этом смысле педуниверситет дает крайне профессию с массой полезных навыков. Посмотрите: другие отрасли весьма охотно пользуются выпускниками педвузов. Не зазорно закончить факультет иностранных языков педагогического вуза и дополнительно получить еще образование экономиста. Выпускники педвузов легко адаптируются к жизни. Нельзя сказать, что педагогическое образование - второго сорта.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости