В начале лета Минобрнауки представило на рассмотрение правительства и экспертов президентскую инициативу «Наша новая школа», которая предусматривает модернизацию педагогического образования. О возможности реализации программы в одном из педагогических вузов страны рассказывает проректор по научной работе Московского городского педагогического университета (МГПУ) Елена Геворкян.
– Не секрет, что корни многих проблем сегодняшнего образования в том, что педвузы готовят учителей по-старому. Как видится и решается эта проблема в МГПУ?
– МГПУ создавался Правительством Москвы в 1995 году как педагогический вуз и готовил кадры для более чем 40 видов и типов образовательных учреждений города. Изначально в развитие МГПУ заложена идея сотрудничества вуза с учреждениями общего, профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, общественными организациями. Это в том числе и взаимодействие с профильными классами в 250 школах Москвы, поиск наиболее мотивированных к педагогической деятельности учащихся через экспериментальные площадки МГПУ.
– Как, по вашему мнению, вуз должен готовить нового учителя, отвечающего современным требованиям?
– На мой взгляд, двухуровневая система педагогического образования «бакалавр-магистр» может решить задачу подготовки нового учителя. Бакалавриат за четыре года будет давать базовое педобразование, а магистратура обеспечит подготовку педагога, ориентированного на научный труд, исследовательскую, экспериментальную деятельность, преподавание педагогических дисциплин в школах, колледжах и вузах.
При этом содержание подготовки бакалавра и магистра должно быть неразрывно связано с содержанием стандарта общего образования.
– Как определить, где должен преподавать учитель после бакалавриата, а где – после магистратуры?
– Этот вопрос остается дискуссионным. Решить проблему «узнаваемости» рынком труда выпускника бакалавриата или магистратуры может, по моему мнению, профессиональный стандарт, который должен стать логическим продолжением академического стандарта.
Возможно, учителем начальной школы может быть бакалавр, подготовка которого осуществляется в педагогическом университете или на педагогическом факультете классического университета.
Можно предположить, что учителем основной школы (5-11 классы) должен стать выпускник магистратуры или бакалавриата. В этом случае учитель может быть «предметником», подготовленным на факультете математики, химии, биологии и др. в классическом университете.
К работе в старшей школе, наряду с выпускниками магистратуры педагогических университетов, могут быть привлечены магистры из других университетов после прохождения годичной подготовки в педагогической интернатуре.
Хочу подчеркнуть, что все выпускники как бакалавриата, так и магистратуры, должны в обязательном порядке проходить психолого-педагогическую подготовку.
– Часто выпускники педвузов идут работать не по специальности. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
– В МГПУ задача трудоустройства решается изначально при подборе наиболее мотивированных к профессии абитуриентов. Этому немало способствует взаимодействие вуза со школами и другими образовательными учреждениями. Существенную роль играет целевой заказ на специалистов, формируемый учредителем вуза – департаментом образования города Москвы.
Кроме того, студенты пятого, выпускного курса проходят обязательную непрерывную педагогическую практику, в ходе которой они, продолжая обучение, одновременно работают по своей специальности в образовательных учреждениях столицы. В результате более 70% выпускников педагогических специальностей МГПУ приходят на работу в образовательные учреждения Москвы.
По существу педагогическая практика является прообразом педагогической интернатуры, о которой президент России Дмитрий Медведев говорил на заседании Совета по науке и технологиям в сентябре 2008 года при обсуждении модели школы будущего. С учетом перехода на подготовку бакалавров эта практика (в виде педагогической интернатуры) требует законодательного закрепления и соответствующего экономического обеспечения.
Массовая подготовка бакалавров и магистров начнется в российских вузах с 2010 года после принятия федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Сегодня на территории России работает 54 тысячи школ, две трети из которых – сельские. В этой связи особого внимания заслуживает проблема переподготовки педагогических кадров, которая должна стать обязательной для каждого учителя один раз в пять лет и содержать педагогическую и психологическую составляющие.
При этом учитель должен иметь возможность самостоятельного выбора места прохождения переподготовки – педагогический или классический университет, институт повышения квалификации или академический институт. Вероятно, ведущую роль в определении содержания переподготовки учителей должны играть педагогические университеты.
Материал подготовила Ирина Елисеева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости