Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
24 июля 2009 года исполняется 105 лет со дня рождения одного из самых заметных военных деятелей СССР - Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова.
Будущий главком ВМФ СССР родился на севере России - в Котласском районе Архангельской области, в крестьянской семье. Первой его войной стала Гражданская - в 1919 году 15-летний Николай Кузнецов, приписав себе два года, поступил на службу в красную Северодвинскую флотилию, где принял участие в борьбе с интервентами и формированиями белогвардейцев.
После окончания Гражданской войны Кузнецов остался на военной службе, а в 1923 году поступил в военно-морское училище, которое окончил три года спустя.
Кузнецов сделал одну из самых успешных карьер в РККФ (Рабоче-крестьянском красном флоте) как тогда (в 1918 - 1946) назывался ВМФ СССР. В 1933 году он стал командиром легкого крейсера Черноморского флота «Червона Украiна», который вскоре сделал лучшим кораблем советского флота.
В 1936 году Кузнецов был направлен в Испанию, где шла гражданская война, в качестве главного военно-морского советника республиканского правительства. Под псевдонимом дон Николас Лепанто он участвовал в ряде боевых операций, в том числе в бою у мыса Палос, где республиканские моряки сумели одержать победу над более сильной эскадрой франкистов, торпедировав и уничтожив тяжелый крейсер «Балеарес».
Вернувшись в СССР, Кузнецов вскоре был назначен заместителем командующего, а затем и командующим Тихоокеанским флотом. На этом посту он немало сделал для того, чтобы защитить подчиненных ему моряков от репрессий. В частности, от суда и возможного сурового наказания был спасен еще один будущий главком ВМФ СССР, руководивший флотом с 1956 по 1985 год. Сергей Горшков был отдан под суд после гибели на камнях вследствие навигационной аварии вверенного ему эсминца «Решительный», однако командующий флотом сумел доказать невиновность своего подчиненного.
29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов стал народным комиссаром ВМФ. В этом же году он установил празднование дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, в память о Гангутском сражении - первой крупной победе русского флота, одержанной 27 июля 1714 года на Балтике.
Новый командующий многое сделал для повышения боевой готовности ВМФ и пополнения его новыми кораблями. Понимая неизбежность войны, руководство ВМФ приняло решение о частичном сворачивании программы «Большого флота», предусматривавшей ускоренное строительство крупных кораблей - от легких крейсеров до линкоров, отдавая преимущество легким силам и подводному флоту.
Несмотря на то, что советский флот, как и другие виды вооруженных сил, не был полностью готов к войне, 22 июня 1941 года он сумел отразить атаку противника - нарком ВМФ своевременно отдал приказ о приведении флота в боевую готовность. Немецкие самолеты появившиеся ранним утром над базами Черноморского, Балтийского, Северного флотов и западных речных флотилий были встречены зенитным огнем.
В результате, в первый день войны, ВМФ не потерял ни одного корабля и ни единого самолета морской авиации.
Тем не менее, война сложилась для флота тяжело - на суше отступала армия, и вслед за ней, теряя свои базы, отходил на восток флот. Главной его задачей на Балтике и Черном море стала борьба с сухопутными войсками противника - боевые корабли и береговые батареи флота поддерживали свои войска огнем тяжелой артиллерии, которая играла заметную роль в борьбе на приморских театрах военных действий - от Крыма до Заполярья.
Кроме того, флот доставлял подкрепления, обеспечивал эвакуацию мирных жителей и отступающих войск, боролся с судоходством противника. На севере флот участвовал в сопровождении конвоев, доставлявших военное снаряжение из Великобритании и США по ленд-лизу.
Тихоокеанский флот, не принимавший непосредственного участия в войне с Германией, использовался в качестве резерва, регулярно отправляя корабли и подлодки для подкрепления Северного флота. В августе 1945 года этот флот сыграл важную роль в победе над Японией, обеспечив десантные операции на Южном Сахалине и Курильских островах.
Моряки сражались не только на воде - многие тысячи матросов и офицеров флота ушли на берег, и приняли участие в боях в составе частей морской пехоты, прославленных своим мужеством и отвагой. Кроме того, бок о бок с сухопутными частями сражались речные и озерные флотилии, принимавшие участие в ряде крупнейших боев и операций, от приграничного сражения до Сталинграда, и в обратном направлении - от Сталинграда до Будапешта, Вены и Берлина.
Николай Кузнецов всю войну активно руководил действиями флота, регулярно бывая на кораблях и фронтах. В 1944 году ему было присвоено звание Адмирала Флота. В том же году он стал Героем Советского Союза.
После войны, однако, Кузнецов попал в немилость. Его сняли с должности главкома ВМФ, назначив начальником управления военно-морских учебных заведений, а в 1948 отдали под суд заодно с группой адмиралов. Многие из них получили тюремные сроки, Кузнецов, избежав заключения, был разжалован до контр-адмирала.
Летом 1948 Кузнецов возвращается на Тихий океан, где в 1950 году вновь становится командующим флотом. Вскоре колесо судьбы вновь поворачивается, и он возвращается в Москву, где 20 июля 1951 года становится военно-морским министром СССР, вновь возглавляя советский флот.
В этот период принимается очередная программа развития ВМФ, предусматривающая строительство большого океанского флота, и Кузнецов, ставший адмиралом флота Советского Союза является ее горячим сторонником, активно пробивая идею строительства для ВМФ СССР авианосцев. Однако это его предложение не было принято в полном объеме - закладка первых двух легких авианосцев предусматривалась лишь в конце 50-х годов.
Как и предыдущая, эта программа не была реализована. Строительство «Большого флота» было прекращено после смерти Сталина. Пришедший к власти Хрущев и ставший министром обороны маршал Жуков имели свой взгляд на значение ВМФ в войне, будучи противниками строительства больших надводных кораблей. В декабре 1955 года Кузнецова увольняют в отставку, избрав в качестве предлога гибель линейного корабля «Новороссийск» (переданного по репарациям итальянского «Джулио Чезаре»), затонувшего на рейде Севастополя 29 октября 1955 года в результате внутреннего взрыва.
Точная причина взрыва до сих пор не установлена. По официальной версии линкор погубила оставшаяся на дне со времен войны немецкая мина, однако наибольшей популярностью пользуется версия о том, что линкор был взорван итальянскими боевыми пловцами во главе с князем Боргезе, которые имели солидный опыт подобных действий в годы Второй Мировой войны, и не желали смириться с передачей итальянского линкора Советскому Союзу.
«Вторая опала», также сопровождавшаяся разжалованием - на сей раз до вице-адмирала, продолжалась значительно дольше первой. Преемник Кузнецова на посту главкома, некогда спасенный им от расстрела Сергей Горшков, сделал многое для того, чтобы вычеркнуть имя своего предшественника из истории флота. Даже после отставки Жукова в 1957 и Хрущева - в 1964 Горшков противодействовал ходатайствам ветеранов ВМФ о восстановлении Кузнецова в звании и назначении его в группу генеральных инспекторов Минобороны, что позволило бы обеспечить бывшему главкому достойное материальное содержание. В декабре 1974 года вице-адмирал Кузнецов скончался.
Звание адмирала флота Советского Союза было возвращено ему 14 лет спустя - в 1988 году, после смерти Сергея Горшкова. Вскоре в честь Кузнецова был переименован тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси», и ныне остающийся в строю ВМФ России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции