С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 июл - РИА Новости. Жители Пикалево, более трети из которых работают на трех градообразующих предприятиях, уже второй месяц получают зарплату без задержек. Выбить из работодателей заработанные деньги им удалось лишь после того, как они пошли на крайние меры, перекрыв федеральную трассу. В ситуацию вынужден был лично вмешаться премьер-министр страны Владимир Путин, который посадил за один стол собственников предприятий и заставил договориться между собой.
Жизнь в Пикалево хоть и налаживается, но остается экономной. Пикалевцы сетуют, что зарплата фактически сократилась, так как собственники "отрезали" от нее ежемесячные премии. Да и радужные планы они пока не торопятся строить.
Представитель пресс-службы "БазэлЦемент-Пикалево" подтвердил, что премии на предприятии, действительно, в настоящее время не выплачиваются.
"Предприятие долгое время стояло, сейчас не до премий", - сказал он.
Городские власти и население говорят об одном и том же: три завода ("БазэлЦемент-Пикалево", "Метахим"и "Пикалевский цемент") полностью определяют жизнь 22-тысячного города, расположенного в 300 километрах от Петербурга, и без производства Пикалево не выживет. В общей сложности эти предприятия давали работу почти четырем из одиннадцати тысяч трудоспособных горожан.
Как поясняет мэр города Сергей Вебер, налоги с предприятий формируют большую часть городского бюджета, делая его безубыточным.
"А остальная часть, выделяемая из областных и федеральных средств, может содержать только около 2 тысяч городских бюджетников", - добавляет градоначальник.
Договор только до конца лета
Проблемы начались, когда главный пикалевский завод, "БазэлЦемент-Пикалево" (бывший "Пикалевский глиноземный завод", выкупленный в 2007 году "Базелом"), не смог договориться с единственным поставщиком сырья из Мурманской области и понес большие убытки. Это подвигло собственников завода в прошлом году остановить предприятие для перепрофилирования. Два других завода - "Метахим" (принадлежит ООО "УК "СевЗапПром") и "Пикалевский цемент" ("Евроцемент груп") - также остановились, перестав получать от "БазэлЦемент-Пикалево" сырье. В результате, число безработных в городе выросло более чем в семь раз - со 150 человек до 1,1 тысячи. Еще около 2,5 тысячи человек оказались в безвременном отпуске, получая две трети зарплаты, а в марте остались без денег совсем. Кроме того, находящаяся на балансе завода ТЭЦ перестала давать тепло, и люди остались без горячей воды.
В начале июня громкий протест пикалевцев был замечен федеральной властью - через пару дней после блокады трассы в Пикалево прибыл глава правительства РФ Владимир Путин. Он публично раскритиковал владельцев предприятий и потребовал в кратчайшие сроки погасить долги. Уже вечером первые деньги поступили на счета работников.
Сейчас, после почти полугодовой остановки, производственный комплекс Пикалево восстановил работу, а "БазэлЦемент-Пикалево" вышел на полную мощность. Вновь функционирует и ТЭЦ.
За последние полтора месяца на "БазэлЦемент-Пикалево", по информации его пресс-службы, были приняты около 80 человек. Таким образом, общая численность рабочих здесь составляет около 2,4 тысячи.
Пикалевцы говорят, что хотя вновь появилась работа, а зарплату стали давать вовремя, перспективы все же не ясны: договор о поставках с мурманским предприятием подписан только до конца лета.
Люди никому не верят, но и не уезжают
Многие горожане относятся к положительным переменам и обещаниям властей больше с настороженностью, чем с доверием.
Но об очередной остановке предприятий они даже думать не хотят.
"Когда весной не платили зарплату, так люди сразу покупать перестали. Мы перестали закупать, и полки опустели. Почти как в советские времена: крупы, хлеб, консервы остались", - рассказывает продавец одного из продовольственных магазинов Пикалево.
"Сейчас вроде почти как прежде стало, но не совсем. Может копить стали?" - предположила она.
На этот вопрос ответил пенсионер, семья которого часть продуктов получает со своего собственного огорода.
"Я уже не работаю, а мой сын работает. Зарплату платить стали, но без премий и всяких надбавок, которые были раньше. В общем, денег стало меньше процентов на 20. Но это не страшно, главное, что на нас обратили внимание, не дадут остановить завод", - считает он.
Зарплата сотрудников предприятия состоит из двух частей: постоянной (тариф или оклад) и премиальной части, которая раньше выплачивалась ежемесячно, поясняет сотрудница "БазэлЦемент-Пикалево". Премию, по ее словам, перестали получать еще с декабря 2008 года.
"Таким образом, если с учетом премии средняя зарплата рабочих составляла порядка 12 тысяч, то без премии многие не получают и 10 тысяч рублей", - говорит она, добавляя, что профсоюз сейчас ведет переговоры с руководством завода, но вопрос о возвращении премий остается пока открытым.
В свою очередь, представитель "БазэлЦемент-Пикалево" в беседе с корреспондентом РИА Новости не раз подчеркнул, что возобновление выплат премий ожидается в ближайшее время.
"Руководство завода неоднократно на встречах с рабочими выражала желание выплачивать премии. Как только предоставится возможность, премии будут выплачиваться. Надеюсь, что это дело ближайших недель", - отметил он.
Переехать или остаться
Другой работы, по словам жителей и местных властей, в городе не найти, и ехать куда-либо не на что.
"А людям и нечего предпринять, - говорит пикалевский мэр. - Уезжать в другой регион? Но там их никто не готов принять. Предприятия не обеспечивают проживание, все деньги будут уходить на жилье".
Вместе с тем, глава Минрегиона РФ Виктор Басаргин заявил в среду журналистам, что 99% жителей Пикалево отказались от варианта переехать в другой населенный пункт, хотя они могли там получить работу и жилье.
"Были предложены варианты - перемещение населения с возможностью получения жилья и работы. Тем не менее, 99% жителей отказались выполнить эту программу",- сказал министр.
По мнению Вебера, люди в провинции более оседлые и не хотят уезжать со "своей земли", поэтому, несмотря на проблемы, желающих продать свои квартиры в городе не прибавилось.
Мэр ждет решений центра,а люди матерятся на интернет-форуме
По мнению федеральных чиновников, виной остановки производств была в том числе несогласованность между собственниками в вопросах ценообразования.
"Во всем виновато разделение, - убежден бывший работник комплекса, а ныне пенсионер. - Раньше общее предприятие принадлежало народу".
Во времена перестройки его работники получили ваучеры, которые можно было обменять на акции.
"Но никто не знал их ценности. Акции стали скупать, но мы с женой не продавали. Потом появился закон, по которому, если у собственника более 95% акций, он может потребовать остальные. Мы были вынуждены продать. Так у производства появился собственник, который мог делать с ним, что хочет. В 2004 году его поделили на три части и распродали. С тех пор и начались проблемы. Целиком предприятие выходило в плюс, а теперь у одних убытки, у других, тех кто продавал, - сверхприбыли", - рассуждает пенсионер.
По мнению градоначальника Вебера, одним из лучших решений может стать создание совместного предприятия. При этом он больше полагается на решения правительственной рабочей группы, созданной после приезда Путина в город.
Тем временем на информационном портале Пикалево разрастается форум, где администратор сайта разрешает высказываться о ситуации в городе нецензурными выражениями.
"Материться иногда конечно полезно, но без реальных действий жителей все эти комиссии просто заболтают проблему и ничего не решат", - говорит один из участников форума, работающий на заводе "Форд" во Всеволожском районе Ленинградской области. - Мы, "фордовцы", через это уже прошли. И ОМОНом нас пугали, даже броневики пригоняли, однако вышло все равно по-нашему".
Профсоюзные рабочие российского "Форда" активно отстаивают свои права. Так, в ноябре 2007 года, требуя на треть повысить зарплату, они организовали месячную забастовку, в ходе которой конвейер был остановлен почти на сутки. В результате, профсоюз и администрация предприятия договорились о повышении зарплаты на 16-21%. В сентябре 2008 года зарплата рабочих была повышена еще раз - на 8-10%.
Второго Пикалево пока не случилось
Жители других российских моногородов, где крупные предприятия также столкнулись с финансовыми проблемами, взяли на вооружение "метод пикалевцев" и выражали готовность добиваться решения проблем кардинальными средствами. Уже неоднократно в других регионах РФ пресекались попытки рабочих проблемных предприятий перекрыть автотрассы.
Однако, "второго Пикалево" пока не случилось. Главы регионов, не забывая о возможности очередного вмешательства руководства страны, всеми средствами пытаются пресечь такие протесты среди работников предприятий, чтобы избежать жесткой критики в свой адрес. Так, властям Свердловской области удалось в конце июня остановить блокаду трассы Сибирский тракт рабочими "Богдановичского фарфорового завода" (город Богданович), которые выступали против остановки предприятия за долги перед газовиками.
Самой напряженной ситуация оказалась на крупнейшем в Республике Алтай дорожно-строительного предприятия ЗАО "Магистраль", рабочие которого в начале июля дважды пытались перекрыть федеральную трассу под Горно-Алтайском из-за отсутствия работы. Во время второй попытки рабочие все-таки блокировали автомобильное движение, правда, всего на десять минут, после чего милиция силой вытеснила людей с трассы и задержала нескольких участников демонстрации.
В то же время долги по зарплате на комбинате "Русский вольфрам" в поселке Светлогорье Приморского края, где в июне из-за неэффективной работы собственника сложилась критическая ситуация, были погашены лишь после вмешательства президента РФ Дмитрия Медведева, который поручил приморскому и хабаровскому губернаторам разрешить эту проблему.