"Мечел", одна из крупнейших горно-металлургических компаний РФ, на этой неделе договорилась о реструктуризации своей краткосрочной задолженности на 2,6 миллиарда долларов. В мае компания закрыла сделку по покупке американской компании Bluestone, причем "Мечелу" удалось в несколько раз снизить первоначальную сумму сделки. О том, как удалось договориться с кредиторами, политике компании в области M&A, отношении к господдержке отрасли и основных проектах в интервью РИА Новости рассказал старший вице-президент компании Владимир Полин.
- Как вам удалось договориться с кредиторами о реструктуризации краткосрочной задолженности, как велись переговоры?
- Основные переговоры о рефинансировании велись с октября 2008 года. Работа эта была непростой. Необходимо было учесть интересы компании и 27 банков, и в то же время договориться о такой структуре рефинансирования, которая не была бы обременительной для денежных потоков группы в условиях финансового кризиса. С этой целью, например, нами была построена комплексная финансовая модель, учитывающая мировой экономический кризис и различные сценарии ценообразования на нашу продукцию. Несмотря на порой трудные переговоры и различные интересы, все 27 банков-кредиторов приняли единогласное решение о реструктуризации задолженности группы.
- Планируете ли привлекать партнера для освоения Эльгинского угольного месторождения? Возможен ли сдвиг сроков освоения и как продвигается проект?
- Мы начиная с первого дня владения лицензией на освоение Эльгинского месторождения говорили о том, что разрабатывать Эльгу будем сами, без участия какого-либо стратегического партнера. Сейчас наша позиция не изменилась. Это — российский проект, российское богатство и оно должно остаться таким, работать на экономику нашей страны. Что касается сроков реализации проекта, мы их пока не пересматривали и планируем закончить первый этап – строительство железнодорожной ветки Улак-Эльга к концу 2010 года.
- Вы планировали выпустить инфраструктурные облигации на 45 миллиардов рублей на финансирование этого проекта, как обстоят дела с этим инструментом?
- Что касается выпуска облигаций, то тут еще немало нужно поработать. Сам инструмент у нас готов, и мы надеемся, что с соответствующей государственной поддержкой мы сможем его использовать по мере необходимости привлечения средств и в тех объемах, которые будут достаточны для финансирования наших проектов.
- "Трансстрой", подрядчик строительства железной дороги Улак-Эльга, ведущей к Эльгинскому угольному месторождению, высказал намерение через суд взыскать с "Мечела" около 2,6 миллиарда рублей. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
- С самого начала строительства в феврале 2008 года финансирование проекта велось в полной мере. По состоянию на начало четвертого квартала 2008 года неиспользованная предоплата в адрес генподрядчика составляла около 2,2 миллиарда рублей.
С четвертого квартала 2008 года в связи с экономическим кризисом финансирование строительства начало носить нерегулярный характер. Но мы изыскали возможность с февраля 2009 года перечислить генподрядчику около 2,4 миллиарда рублей в счет погашения задолженности. Дальнейшие переговоры с генподрядчиком по графику погашения задолженности ведутся в конструктивном диалоге.
На сегодняшний момент работы на объекте продолжаются. Но, к сожалению, не такими темпами как нам хотелось бы. Надеемся, что обещанная помощь со стороны государства — я уже говорил о том, что председатель правительства распорядился разработать механизм долгосрочной финансовой поддержки проекта — поможет нам решить этот вопрос в ближайшем будущем.
Наша главная задача сейчас – обеспечить гарантированное финансирование строительства комплекса. Думаю, нам сейчас надо не ходить по судам, а конструктивно решать вопросы ради выполнения главной цели — завершения строительства.
- Вы отложили на неопределенный срок начало геологоразведочных работ (ГРР) на Уватском месторождении кварцитов в Иркутской области в связи с экономической ситуацией? Есть ли еще какие-либо проекты, сроки реализации которых вы планируете пересмотреть?
- С наступлением кризиса компания внимательно пересмотрела программу капвложений, приостановив реализацию практически всех инвестпроектов, кроме трех важнейших (строительство стана на ЧМК, разработка Эльги, модернизация мощностей "Ижстали" – ред.). По мере улучшения рыночной ситуации компания будет продолжать реализовывать ранее намеченные проекты в зависимости от их значимости для бизнеса всей группы.
Что касается кварцитов то нужно отметить, что в структуре себестоимости ферросилиция, в отличие от других ферросплавов, сырье занимает небольшую долю, так что у нас есть запас времени для разработки месторождения. Обеспеченность собственным сырьем для Братского завода ферросплавов будет играть большее значение при увеличении производства, то есть в будущем.
- Недавно вы закрыли сделку по покупке американской компании Bluestone. В среднесрочной перспективе вы планируете сделки M&A?
- Фактически покупка Bluestone была сделкой середины 2008 года, но мировой экономический кризис затянул закрытие сделки. Сейчас нам предстоит немало работы по консолидации нового актива в группу и налаживанию производства в соответствии с нашими планами и корпоративными стандартами. Тем более, что с улучшением экономической ситуации мы не исключаем того, что угли Bluestone смогут быть востребованы и в России благодаря своим уникальным характеристикам.
Относительно новых приобретений нам интересны не просто активы сами по себе, а то, как они ложатся в нашу сбалансированную производственную цепочку, давая в итоге совместной деятельности синергетический эффект. География потенциальных приобретений не ограничена странами, регионами и даже, как показала практика, континентами. Важно, чтобы была тесная связь с любым из наших сегментов, рынки сбыта и эффективная логистика.
Но сегодня, разумеется, мы будем очень осторожны в вопросе приобретений, прежде всего, нужно заботиться об имеющихся активах, "расшить" все узкие места, обеспечить рост денежных потоков в группе. Так что это вопрос не сегодняшнего дня.
- По итогам проверок Ростехнадзора на предприятиях "Мечела" выявлен ряд нарушений. Что делается для их устранения и как обстоят дела у вас с промышленной безопасностью?
- Действительно нарушения имеют место. Проведенные проверки Ростехнадзора несут в данном случае положительный эффект, т.к. позволяют компании выявить свои недочеты в работе и в конструктивном взаимном диалоге их решить. Проведенная на прошлой неделе коллегия Ростехнадзора с участием руководителей "Мечела" прямое тому подтверждение. План по выполнению предписаний Ростехнадзора детализирован, графики по устранению нарушений согласованы с ведомством, поскольку все шаги по реализации поставленных им вопросов должны быть строго последовательны.
- Вы опубликовали производственные показатели за второй квартал. Финансовые показатели за апрель-июнь будут лучше первого квартала?
- К сожалению, в соответствии с ограничениями Нью-йоркской биржи мы не можем давать прогнозы относительно своих будущих финансовых показателей.
Но можно констатировать, что мы нашли новые источники и способы снижения издержек и повышения эффективности производства. Группа стала активнее и гибче в сбыте продукции. Мы сумели выйти на новые географические рынки, оптимизировали логистику. Более того, несмотря на общее снижение спроса, мы сумели увеличить свою долю на рынке по некоторым видам продукции. Так что в целом, с учетом наметившихся тенденций, мы позитивно смотрим на второе полугодие 2009 года.
- Какова текущая загрузка предприятий компании?
- Уже во втором квартале 2009 года в строй были введены все остановленные в четвертом квартале 2008 года агрегаты на металлургических и ферросплавных предприятиях компании: доменная печь и коксовая батарея на ЧМК, шахтные печи на "Южуралникеле", рудно-термические печи Тихвинском ферросплавном заводе, коксовая батарея на "Москоксе". Загрузка этих сегментов не только достигла докризисных уровней, но на отдельных производствах превзошла их.
Немалую роль в увеличении загрузки метпредприятий сыграла как оптимизация производства, так и интенсивное развитие собственных сбытовых сетей. Собственные сбытовые сети, контролируя движение продукции от производства до конечного потребителя, позволяют наиболее оперативно реагировать на оживление мирового рынка.
Восстановление производства в стальном сегменте способствует росту внутреннего потребления и сырьевой продукции – коксующегося угля, ферросплавов и железорудного сырья, кокса.
К тому же нам удалось заключить ряд крупных долгосрочных контрактов с китайскими, японскими и южнокорейскими компаниями, что уже к концу второго квартала позволило значительно увеличить загрузку мощностей по производству коксующегося угля и начать их восстановление до докризисных уровней. В июле загрузка мощностей наших горнодобывающих активов достигла 63% от докризисной. Рост загрузки "Южного Кузбасса" и "Якутугля" в июле по сравнению с маем 2009 года составил около 62% и 57% соответственно.
- Как обстоят дела на ваших европейских активах. Не планируется ли сокращение штата сотрудников?
- Загрузка наших румынских металлургических предприятий в настоящий момент находится на уровне около 75-80%.
Массовые сокращения персонала на зарубежных предприятиях не проводились и не проводятся.
- А как обстоят дела на российских активах компании?
- Несмотря на всю серьезность ситуации, руководство компании считает сохранение трудовых коллективов – одной из главных своих задач.
В связи с этим "кризисных" сокращений сотрудников компании не проводилось ни на одном предприятии. Более того, большой ряд проводимых нами антикризисных мер напрямую направлен на сохранение работников, на выплату зарплаты, даже создание новых рабочих мест, где это возможно.
В тяжелые месяцы первого периода кризиса часть предприятий переходили на сокращенную рабочую неделю. Но сотрудники простаивающих агрегатов и производств переводились на другие участки, занимались ремонтом оборудования, трудились на объектах капитального строительства.
Чтобы защитить тех, кто работает, был прекращен набор новых сотрудников и проводится сокращение незадействованных вакансий. Так как нет притока новых кадров, количество персонала немного сокращается за счет естественной ротации сотрудников. Это также способствует сохранению имеющихся рабочих мест.
К настоящему моменту на подавляющем большинстве наших предприятий восстановлен режим полного рабочего дня и соответственно докризисный уровень заработной платы.
- Как кризис повлиял на реализацию социальных программ в "Мечеле" и как осуществляется сотрудничество с профсоюзами?
- Все основные социальные программы на предприятиях "Мечела" продолжают действовать.
Мы также ведем конструктивный диалог с профессиональными союзами наших предприятий. Их лидеры с пониманием относятся к тем мерам, которые помогают справляться со сложившейся ситуацией. Сегодня на большинстве предприятий проведены встречи руководства с профсоюзами, заключены приложения к действующим коллективным договорам, в которых зафиксированы соответствующие изменения.
- Как вы оцениваете эффективность предпринимаемых правительством мер по господдержке отрасли?
- Мы признательны правительству и системообразующим банкам, что они приняли соответствующие решения и оказали поддержку компании в трудное время.
В самые сложные месяцы кризиса мы получили краткосрочный кредит от ВТБ и долгосрочный от Газпромбанка, средства которых пошли на пополнение оборотного капитала наших предприятий, поддержание объемов производства, выполнение наших краткосрочных кредитных обязательств и реструктурирование задолженности. Полученный 1 миллиард рублей от Сбербанка пошел на завершение масштабной инвестпрограммы на "Ижстали" по закрытию устаревшего мартеновского производства и установке новых электросталеплавильных мощностей.
В декабре 2008 года также было принято решение ВЭБа о выделении нам средств на возможное рефинансирование долгов перед иностранными банками. Более того, "Мечел" был включен в перечень системообразующих предприятий, а Центральный банк включил акции и облигации компании в ломбардный список. Так что жаловаться тут нам не на что.
Компания реализует два крупнейших инвестпроекта: строительство рельсобалочного стана на Челябинском меткомбинате и разработка Эльгинского угольного комплекса. Нужно отметить, что в крупных инвестпроектах "Мечела" заинтересованы не только мы, но и государство.
Проект рельсобалочного стана, который будет производить 100-метровые рельсы, осуществляется согласно разработанной ОАО "РЖД" и одобренной правительством России "Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года" и позволит России войти в пул нескольких стран мира, производящих подобную продукцию.
Разработка Эльгинского комплекса позволит помимо усиления экспортных позиций России на мировом рынке угля, также вдохнуть новую жизнь в город Нерюнгри, где работает наше угольное предприятие "Якутуголь", запасов Нерюнгринского разреза которого осталось только на 15 лет. Производственной площадкой, с которой начнется освоение Эльгинского месторождения, собственно и станет "Якутуголь", что даст возможность создать большое количество новых рабочих мест, сохранить и расширить инфраструктуру города.
Говоря о других мерах господдержки, также положительного эффекта мы ожидаем от отмены НДС на ввозимое оборудование и технологии, не производимые в России.
Как показала ситуация, российские металлургические предприятия, по-крайней мере могу сказать за наши, могут и готовы работать даже в условиях мирового кризиса. В то же время дополнительные меры государства по стимулированию внутреннего рынка сбыта метпродукции могли бы оказать значительную поддержку их деятельности, помочь еще больше повысить конкурентоспособность.
Говоря о стимулировании спроса, я бы отметил важность развития строительной отрасли — через реализацию государственных инфраструктурных проектов, через стимулирование строительства жилья, через снижение ставки кредитования строителей. Это оказало бы существенную помощь не только нам, металлургам, но и целому ряду других отраслей.