Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Начавшего поездку по Грузии и Украине вице-президента США Джозефа Байдена встретила идеологическая артподготовка. Это открытое письмо восточноевропейских лидеров в адрес американской администрации (могло быть озаглавлено как «не бросайте нас»), и нечто вроде ответа на это письмо в виде воскресной редакционной статьи в газете «Вашингтон пост» (ее можно было бы назвать так – «не бросим, но…»).
Благодаря двум этим документам можно оценить грузино-украинскую дипломатию Байдена так, как она того заслуживает. А именно, как попытку новой администрации начать разбираться с существенной частью общего американского внешнеполитического кризиса. Название этой части – Восточная Европа. Восточная Европа как проблема, проблема прежде всего для США, но также для ЕС, России и для самой себя.
Когда говорят, что «Африка – это глобальная проблема», то как-то всем понятно, о чем речь. Африка была и остается системной проблемой уже много лет. Так же как и Ближний Восток и пара-тройка других регионов планеты. Или, допустим, отдельная страна типа Сомали – это, понятное дело, одна сплошная проблема.
Восточная Европа и ее роль во всем, что происходило в международных отношениях, проблемой бы не считалась, если бы не события, которым скоро исполнится год. А именно, нападение Грузии на Южную Осетию 7-8 августа, российский ответ и те политические судороги, которые эта война вызвала в международных отношениях. Это была кульминация восточноевропейской политики, и очень отрезвляющая кульминация.
Вспомним: сначала европейские и американские СМИ с упорством пытаются объяснить всем, что напала на самом деле Россия. Далее европейцы начинают понимать, что на самом деле происходит нечто иное. Попросту, маленькая страна со специфическим режимом, созданным США, провоцирует две мировые державы на войну, и это – на европейском пространстве.
Украина (второй пункт поездки вице-президента Байдена) в лице президента Ющенко снабжает агрессора оружием, причем в тайне от большей части политического истеблишмента собственной страны. А восточноевропейские лидеры – в целом, те же люди, что сейчас пишут письма в Вашингтон – выступают главными идеологами и активистами политики «защитить Грузию».
Это, собственно, уже была не политика. Это был заговор, в котором Америку попытались использовать, подстроить ей если не войну, так мощнейший кризис – вдобавок ко всем прочим (Ирак, Афганистан). И это – накануне президентских выборов. Вообще говоря, такие вещи не прощают. Особенно если они не случайность, а кульминация почти двух десятилетий курса, создавшего проблемы одновременно Западной Европе, России и США.
Само письмо восточноевропейцев - это длинный документ, под которым стоят подписи бывших ключевых лидеров: Леха Валенсы (Польша), Вацлава Гавела (Чехия), Вайры Вике-Фрейберги (Латвия), Валдаса Адамкуса (Литва), но и многих из ныне действующих политиков. В общем – элита из элит. Они называют себя атлантистами, то есть людьми, приверженными идее американо-европейского союза, они предупреждают, что популярность США в их странах снизилась, а к власти приходят новые люди. Подписанты призывают сохранить эту особую связку Вашингтона с «новой Европой», принять Украину и Грузию в НАТО, противиться расширению влияния Москвы, в том числе с помощью строительства новых трубопроводов в обход России, и так далее. Ну, а предложения Дмитрия Медведева насчет новой архитектуры безопасности в Европе – это и подавно ужас, требующий укрепления НАТО.
В общем, это призыв продолжать всю ту политику, которую проводил Вашингтон до Барака Обамы, политику, закончившуюся грузинской катастрофой.
Нечто подобное происходит сейчас и в США – резкая идеологическая поляризация, вовсе не обязательно по линии «республиканцы-демократы». Скорее речь идет о том, что неоконсерваторы, единомышленники бывшего вице-президента Дика Чейни, яростно сопротивляются даже намекам на то, чтобы Обама проводил внешнюю политику иную, чем у Чейни. Это редкая ситуация в истории США, сравнимая разве что с 80-ми годами в СССР, годами идейных битв и попыток обновления. И спор этот только начинается.
И вот сейчас из Варшавы приходит письмо восточноевропейских единомышленников Чейни. Как же реагировать на него тем людям, которые в США пришли к власти с трезвым пониманием, что Америка зашла в тупик, переоценила свои силы, не может навязывать всему миру одновременно свою волю и свои ценности, вызвала резкое против себя раздражение? Вот как выглядит редакционная статья «Вашингтон пост» - краткий, в 4 абзаца, ответ длинному посланию восточноевропейцев. Администрация, считает газета, должна воспринять это письмо как стимул, а не как упрек. Потому что не так уж много в мире осталось наций, которые требуют более сильных отношений с США, построенных на идеалах свободы и союза.
Не правда ли, эффектно?
Можно ожидать, что в Тбилиси и Киеве вице-президент Байден постарается успокоить тех, кто опасается, что новая администрация их бросила или бросит. Заметим, что Барак Обама в Москве тоже не обещал кого-либо бросать и от чего-то отказаться, он просто обошел наиболее тяжелые для обеих сторон темы.
Но в целом ситуация идеологической пустоты от этого никуда не делась. Американская мыслящая элита понимает, что прежняя политика была неразумной и опасной. Но не видно, чтобы в США родилась какая-то новая политика, которая отличалась бы от авантюризма прежней администрации, но одновременно не была бы отступлением Америки. Аналогично, мыслители прежней эпохи в Восточной Европе бьются за сохранение прежнего курса – но не видно никакой новой восточноевропейской политики. Да и России, которая долгие годы была в обороне курсу Буша – Чейни, не мешало бы яснее высказываться не только о том, чего она не хочет от партнеров, а еще о том, чего хочет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции