21 июля 1992 года было подписано Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», в соответствии с которым в миротворческой операции участвуют воинские контингенты России, Молдавии, Приднестровья. С 1998 года к ним присоединилась группа военных наблюдателей Украины. Накануне отмечаемой даты корреспондент РИА Новости в Приднестровье Владимир Сандуца встретился с командующим российским миротворческим контингентом полковником Анатолием Зверевым.
- Анатолий Лаврентьевич, не все россияне, в особенности молодые, знают, когда и почему в Приднестровье оказались российские миротворцы.
- В конце июля каждого года российские миротворцы и воинские контингенты совместных миротворческих сил (СМС) отмечают дату, связанную с вводом в 1992 году в зону конфликта российского воинского контингента. Это и стало началом миротворческой операции на Днестре.
29 июля 1992 года военно-транспортной авиацией Вооруженных сил Российской Федерации на военный аэродром города Тирасполя были доставлены подразделения Тульской воздушно-десантной дивизии и Приволжского военного округа. Перед российскими воинами была поставлена задача развести конфликтующие стороны, образовать буферную зону, или так называемую зону безопасности, и приступить к выполнению обязанностей по восстановлению и поддержанию мира в регионе.
В ночь с 31 июля на 1 августа 1992 года в соответствии с планом применения миротворческих сил российские миротворцы вошли в зону безопасности, заняли определенные для них места дислокации, выделили необходимое количество сил и средств для несения службы на постах и контрольно-пропускных пунктах (КПП).
Тогда решалась задача по разминированию местности, где проходили боестолкновения. Это было сложная, поскольку конфликтующие стороны не составляли схемы и карты минных полей. Со всеми поставленными перед ними задачами первые подразделения российских миротворцев справились успешно. Так же успешно выполняют задачи российские миротворцы и в настоящее время.
- Изменилось ли что-то в характере несения службы российского контингента с момента начала миротворческой операции?
- По большому счету, для личного состава, несущего службу на постах и КПП, задачи остались теми же, что и 17 лет назад: воспрещение ввоза или вывоза из зоны безопасности оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических средств. За все время проведения миротворческой операции в связи с нарушением режима безопасности было изъято десятки единиц стрелкового оружия, в том числе и самодельного, почти 1300 гранат, 150 тысяч патронов, разминировано и уничтожено более 13 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе противопехотных противотанковых мин и фугасов.
В организационной структуре совместных миротворческих сил изменений также практически не произошло, а вот в вопросах численности миротворцев изменения есть. В рамках Одесских соглашений 1998 года об укреплении мер доверия и развитию контактов более чем втрое сокращено количество постов и КПП. Сейчас в зоне безопасности находятся 15 миротворческих постов и КПП. До величины в 500 военнослужащих сокращена численность миротворческих контингентов Молдавии и Приднестровья. Российская сторона по доброй воле также произвела сокращение своего воинского контингента до одного батальона. Было сокращено и количество техники и вооружения, которое находилось в составе российского контингента.
- Обстановка в регионе за 17 лет значительно улучшилась. Как Вы полагаете, не пора ли завершать миротворческую операцию, а российским миротворцам возвращаться домой?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу обратить внимание на заявление, подписанное 18 марта этого года в Москве президентом России, президентом Молдавии и представителем Приднестровья. В документе отмечена положительная роль миротворческой операции. Вместе с тем в заявлении говорится о возможной ее трансформации, но там стоит оговорка – "при условии политического урегулирования приднестровского конфликта". До настоящего времени мы не можем говорить о том, что этот конфликт прекращен де-юре. Пока нет подписанных документов о том, что стороны достигли определенных договоренностей, пришли е единому мнению и этот вопрос урегулирован. Пока эта оговорка в заявлении президентов остается в силе, мы будем находиться здесь.
- Как Вы относитесь к различным заявлениям о необходимости изменения формата операции и замены российских миротворцев?
- Предложения изменить формат миротворческой операции или заменить российских миротворцев на каких-либо других просто не обоснованны. Почему? Миротворческая операция в приднестровском регионе имеет положительные результаты, отрицать и оспаривать это никто не будет. Мир на этой земле сохраняется. Прекратились попытки применения силы и оружия при решении спорных вопросов, не происходит террористических актов, нет проблемы беженцев. Жители как левого, так и правого берегов Днестра живут в своих исторических местах проживания. В регионе нет гуманитарной катастрофы. То есть, критерии, которые применяются для оценки эффективности миротворческой операции, говорят в пользу того, что операция проводится эффективно.
Я считаю, что сам формат миротворческой операции настолько оптимален и уникален, что если попытаться его изменить, то можно только навредить делу. У нас нет языкового барьера в общении и понимании друг друга как в рамках совместных миротворческих сил, так и в общении с местным населением. Мы некогда жили в одной стране, за то время сложился определенный менталитет, который не учитывать нельзя. Сам уклад жизни, культурные традиции во многом общие. Между российскими миротворцами и партнерами по операции из Молдавии и Приднестровья, а также местным населением нет непреодолимых преград, препятствий, нет вражды по отношению друг другу. Нет враждебного или недоверительного отношения к миротворцам. Самое главное - население доверяет миротворцам. Люди понимают, ради чего и во имя чего мы здесь.
- Российский миротворческий контингент в Приднестровье не раз был признан лучшим в Сухопутных войсках РФ...
- Действительно, наш контингент трижды подряд завоевывал звание лучшего в Сухопутных войсках России. Вымпел Главкома Сухопутных войск «Лучшему миротворческому контингенту» остался у нас на постоянное хранение. Как будет в этом году, не могу сказать, но на сегодня российский миротворческий контингент в Приднестровье остался единственным на пространстве бывшего СССР.
Оценивая результаты служебной деятельности, скажу, что для командира любой степени самое главное – сохранить жизнь и здоровье своих подчиненных. Мы этого добились. Кроме того, сохранено оружие и боеприпасы, не допущено случаев нарушения воинской дисциплины и связанных с недружественным отношением к местному населению. Правда, нам очень трудно выбрать наиболее достойных военнослужащих для поощрения - практически все военнослужащие российского контингента достойны поощрения и награждения.
Но самая ценная для нас награда – любовь и уважение местного населения. Как только начинают муссироваться слухи о выводе из российских миротворцев, к нам подходят простые люди и прямо говорят: «Не бросайте нас, мы вас не отпустим!».