МОСКВА, 16 июл - РИА Новости. Ученые расшифровали ДНК двух видов плоских червей-паразитов, возбудителей шистосомоза - одного из самых распространенных тропических заболеваний, ежегодно уносящей жизни около 280 тысяч человек. Открытие позволит разработать новые лекарства, предотвращающие развитие паразитов в человеческом теле, считают авторы двух исследований, опубликованных в журнале Nature.
Червь Schistosoma mansoni был выбран командой Нахиба эль-Сайеда (Najib El-Sayed), исследователя из Мэрилендского университета в США, как наиболее распространенный тип паразитов, тогда как группа под руководством Мэтта Беримана (Matt Berriman) из Института Сенгера в Великобритании сфокусировалась на исследовании червя Schistosoma japonicum, ареал обитания которого ограничен Азией.
"Хроническое заражение паразитами рода Schistosoma делает невыносимой жизнь огромного количества людей в тропических странах по всему миру и без необходимого лечения может привести к смерти," - сказал Энтони Фаучи (Anthony Fauci) директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США, курировавшего исследования, слова которого приводит пресс-служба института.
Наиболее часто паразиты проникают в организм людей, пока те купаются в пресных водоемах. Проникая через кожу в кровеносные сосуды, черви проникают в органы выделительной системы и желудочно-кишечного тракта, а также печени, где достигают зрелого возраста. Здесь самки паразитов, живущие внутри более объемного тела самцов, ежедневно откладывают тысячи яиц, которые выводятся из организма, и в ряде случаев попадают обратно в водоемы. Здесь яйца паразитов инфицируют пресноводных брюхоногих моллюсков и претерпевают значительные преобразования своего организма. Зараженные моллюски становятся источниками новых паразитов, строение организма которых приспособлено для нового проникновения в организм человека.
Ежегодно от шистосомоза страдает примерно 200 миллионов человек, которые кроме утомляемости страдают хронической диареей, внутренними кровотечениями, необратимым повреждением органов, или от иммунного ответа организма на вторжение паразитов. При этом хроническая инфекция паразитами делает невыносимой жизнь примерно 20 миллионов человек, полностью теряющих дееспособность. Кроме того, шистосомоз уносит жизни примерно 280 тысяч человек ежегодно.
Единственным лекарством от паразитов, поставляемым в тропические страны Всемирной организацией здравоохранения, является празиквантел. Несмотря на то, что этот препарат позволяет эффективно подавить активность червей в организме, он не защищает от повторной инфекции, из-за чего инфицированным людям приходится применять его повторно. Медики опасаются, что рано или поздно паразиты станут устойчивы к этому препарату, а потому поиск новых лекарств против шистосомоза - одна из важных научных задач, которая по мнению эль-Сайеда может быть наилучшим образом решена с помощью генетических методов.
Его группа обнаружила, что геном червя Schistosoma mansoni состоит из 363 миллионов нуклеотидов, кодирующих в общей сложности 11089 генов, обеспечивающих паразитический образ жизни этих организмов. Так ученые при анализе генома выявили увеличенное по сравнению с непаразитическими червями количество генов, кодирующих протеазы - ферменты, необходимые для разрушения белков. По мнению авторов статьи, такое разнообразие протеаз необходимо паразитам для проникновения через разные ткани организмов животных и людей.
Кроме того, ученым удалось обнаружить большое количество генов, обеспечивающих червей хорошей сенсорной системой. Эта система позволяет им ориентироваться в воде или зараженном теле, опираясь на химические, световые или температурные признаки среды обитания.
Сопоставление генетического материала и знаний о биохимических процессах внутри организма червей позволило группе Эль Сайеда выявить около 120 ферментов, которые могут стать мишенями для будущих лекарственных препаратов против шистосомоза. Причем дальнейший анализ показал, что 66 из уже выпускаемых на сегодняшний день препаратов против других болезней могут так же оказаться эффективными для борьбы с шистосомозом.
"Это хорошая отправная точка в процессе разработки новых лекарств, однако, впереди еще много исследовательской работы", - подытожил доктор Мартин Джон Роджерс (Martin John Rogers), директор исследовательских программ в Институте аллергии и инфекционных заболеваний.