Можно ли дать школам и родителям возможность решать, чему должны учиться их дети? Ответ на этот и многие другие вопросы будет дан с принятием нового стандарта образования для начальной школы. Различия между конкурирующими проектами комментирует бывший заместитель министра образования, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын.
- В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные различия между стандартами РАО и «Эврики»?
- Вопрос, чем стандарт «Эврики» отличается от стандарта РАО, довольно сложен. Неискушенному человеку может показаться, что они близки. Требования к стандарту одни и те же, и обе команды старались эти требования соблюсти. Но я бы хотел обратить внимание на обстоятельства разработки стандартов РАО и «Эврики». Стандарт «Эврики» рожден не в кабинете. Еще три года назад в 31 регионе РФ начал осуществляться Комплексный проект модернизации образования. Он касается многих вещей, которые раньше пытались модернизировать по отдельности. Здесь мы предприняли небезуспешную попытку решить одновременно пять больших вопросов: переход всей системы образования на нормативно-подушевое финансирование, оплата учителям не только учебной деятельности, но и воспитательной работы, новое понимание качества образования, усиление роли общества, модернизация сети образовательных учреждений. По мере того, как этот проект осуществлялся «Эврикой» накаливался эмпирический, а потом и теоретический материал. После этого мы соотнесли полученные данные с требованиями к стандарту для начальной школы, и так появился эвриканский стандарт.
- А какие цели ставит для себя стандарт «Эврики»?
- Любой стандарт образования, каким бы универсальным он ни был, не цель, но средство достижения цели. Для разработчиков нашего стандарта целью является человек. Если к 17 годам он может понять, какую роль образование будет играть в его дальнейшей жизни, свои образовательные и жизненные установки, я считаю цель образования достигнутой. Если человек получил много знаний, но не может этот потенциал употребить с пользой для себя, а, следовательно, для общества и государства, то, на мой взгляд, у него плохое образование.
- То есть стандарт «Эврики» призван помочь понять свои образовательные и жизненные приоритеты?
- Да. На мой взгляд, эта идеология прочитывается в нем. Разница между двумя стандартами в следующем: для разработчиков стандарта РАО ответственным за образование является государство. Именно оно разрабатывает образ гражданина, которому должен соответствовать школьник. Стандарт «Эврики», напротив, полагает, что педагогическое и родительское сообщество готово участвовать в принятии решения о том, какие ценности должна создавать и транслировать школа. В одном случае вам говорят, что нужно сделать, а в другом предлагают понять самим, в рамках существующего законодательства и культурно-исторической традиции, что вам нужно. Я думаю, что качество образования - существенный фактор для качества жизни, которого мы хотим добиться.
- Какое же качество образования может быть в начальной школе, разве этот вопрос не встает несколько позже?
- Наши исследования показывают, что многие компетенции, которые мы демонстрируем во взрослом возрасте, восходят корнями в раннее детство, поэтому вопрос о качестве образования здесь важен. Еще одно существенное различие: я не отрицаю необходимости глубоких знаний. Но есть один нюанс. Можно выучить древнегреческий язык. Если это предмет вашей деятельности, без него не обойтись. Но если ни самому человеку, ни государству от знания древнегреческого никакой пользы, то зачем его изучать в школе? Стандарт «Эврики» дает возможность пересматривать содержание образования в соответствии с тем, что считает нужным школьное сообщество. Я не утверждаю, что школа должна отказаться от базовой программы. Просто здесь необходимо найти разумный баланс.
- А как Вы думаете, будут развиваться события дальше?
- Я вижу три варианта: принимается стандарт РАО, принимается стандарт «Эврики», либо оба стандарта принимаются как требующие доработки, дорабатываются и снова представляются. Если они сблизятся, то я не исключаю компромисса. Пока я могу сказать, что 31 регион, где шел наш проект, поддерживают нашу модель. Проект, с одной стороны, пользуется достаточно широкой поддержкой, но с другой стороны педагоги и родители субъективно не вполне готовы его принять. Эти инновации не могут быть реализованы сразу. Проект предусматривает постепенность введения стандарта в каждом конкретном образовательном учреждении. Нужно еще сказать, что стандарт начального образования – это не последняя точка, потом будет стандарт общего образования.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости