В России продолжается обсуждение новых образовательных стандартов для начальной школы. Как понимают результаты обучения в начальной школе разработчики конкурирующих стандартов, рассказывает доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского психолого-педагогического университета (МГППУ) Ольга Шиян.
- Ольга Александровна, в чем, на Ваш взгляд, сходство конкурирующих проектов стандартов «Эврики» и Российской академии образования (РАО)?
- Первое, на что хочется обратить внимание при обсуждении двух стандартов, – это их поверхностное сходство. Надо сказать, что многие педагоги и эксперты, участвовавшие в обсуждениях, дальше этого поверхностного сходства и не шли. В обоих случаях обсуждаются предметные результаты образования, в обоих вариантах стандарта говорится и о надпредметных результатах – в стандарте РАО они названы «метапредметными умениями», в стандарте «Эврики» - компетентностями. Сходство касается таких моментов, как индивидуализация обучения, коммуникативная сфера и пр. Но если рассматривать стандарт «Эврики» и стандарт РАО с профессиональной точки зрения, то становятся очевидны важнейшие различия.
- А в чем заключаются различия между этими двумя стандартами?
- Для меня - это, в первую очередь, структура образовательной программы и требования к результатам образования, то есть критерии оценки его результативности.
- Наверное, наиболее интересная часть – это результаты образования…
- Если говорить о результатах освоения программы, то традиционно считается, что результат образования – это полученные знания. В этом смысле стандарт «Эврики» делает большой шаг вперед. В нем выделяются три группы ориентиров: компетентности, предметные знания, умения и навыки, а также социальный опыт.
- А что такое «компетентности»?
- Для того, чтобы это объяснить, нужно сначала более подробно пояснить контекст возникновения стандартов образования. Разработка стандартов началась в очень сложной ситуации: сегодня очевидно, что школьная система находится в кризисе, она не справляется со своими функциями. Об этом говорят особенно выразительно два момента. Во-первых, фактически, у нас есть параллельная школа в виде репетиторства, это известно абсолютно всем. Во-вторых, по результатам международных мониторингов, таких, как PISA, мы занимаем отнюдь не высокие места. Когда специалисты начали анализировать причины наши неуспехов, обнаружилось, что во всем мире уже иначе подходят к оценке результатов образования: оценивают не только знания, но и то, как эти знания могут применяться в нестандартных ситуациях решения задач. Другими словами, компетентности (если точнее - «ключевые компетентности») – это умения, выходящие за пределы конкретного предмета.
Стандарт «Эврики» в качестве основных ориентиров предлагает, наряду с предметными умениями, компетентности и социальный опыт.
Причем, что важно, в стандарте «Эврики» не только предлагается очень подробный список предметных умений и компетентностей (любой грамотный специалист подтвердит, что список этот инструментальный, рабочий), но и показано, каким образом «компетентностные» и «знаниевые» задачи связаны между собой в образовательном процессе. То есть ни в коем случае нельзя сказать, что этот стандарт не направлен на знания - но само понятие «знаний» наполняется новым смыслом: «знать» означает «уметь применить», к тому же применить в нестандартной ситуации.
- А стандарт РАО ставит другие цели?
- В стандарте РАО мы найдем похожие моменты – например, «метапредметные и личностные результаты образования», но они прописаны совершенно декларативно. Возьмем, например, «требования к личностным результатам образования». Звучит красиво – явно подразумеваются не только предметные знания, умения и навыки. Но как эти требования расшифровываются? Читаем: «личностные результаты отражают становление демократических и гуманистических ценностных ориентаций, формирование основ гражданской идентичности». А как посмотреть, есть ли это у ребенка? В чем, собственно, выражаются такие «личностные» критерии? Как их можно обнаружить, оценить?
В стандарте «Эврики» все требования прописаны очень конкретно, через конкретные действия ребенка, так, что можно оценить, сформированы ли они у школьника. Это рабочий инструмент, каким стандарт и должен быть.
- А если говорить о структуре образовательной программы?
- Стандарт РАО, фактически, консервирует привычную для нас ситуацию единого для всех детей (независимо от способностей) классно-урочного дня – на этом фоне все заявления об «учете индивидуальных особенностей» являются, опять же, только декларацией. В стандарте «Эврики» предлагается принципиально новая модель организации жизни школы, которая позволит гибко выстраивать учебный процесс, включая в него разные виды занятий, в том числе проектную и индивидуальную работу, создавать интегративные курсы и так далее. Этот стандарт создает огромное пространство возможностей для развития современной российской школы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости