МОСКВА, 15 июл - РИА Новости, Наталия Курова. Стратегию и репертуарную политику Большого театра должен определять единый творческий лидер, заявил в интервью РИА Новости художественный руководитель Московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, комментируя решение Большого после ухода нынешнего главного дирижера Александра Ведерникова работать с несколькими приглашенными дирижерами.
"На фасаде основного здания Большого театра красовался Апполон с квадригой бегущих в разные стороны коней, у которых нет поводыря. Мне кажется, что это очень символично для сегодняшнего Большого театра", - сказал Бертман.
Ранее генеральный директор Большого Анатолий Иксанов сообщил, что на ближайшие пять-семь лет театр договорился о совместной работе с Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко.
"Это на самом деле первоклассные дирижеры, но как бы они ни были талантливы, каждый из них - особая личность со своей концепцией работы с оркестром, со своими критериями отбора певцов. И каждый из них мог бы создать свой собственный театр. Если это будет совет дирижеров, то конфликт внутри неизбежен", - полагает Бертман.
Он уточняет, что "если предполагается программа сотрудничества с каждым дирижером по отдельным проектам, то это другое дело. Но все равно я абсолютно убежден, что во главе театра должен стоять творческий лидер".
Музыкальный критик Екатерина Бирюкова объяснила РИА Новости, что шли разговоры именно о создании в Большом "чего-то вроде коллегии режиссеров". Вместе с тем, по ее мнению, может быть введена и система, аналогичная той, что существует сейчас в парижской опере. "Там нет репертуара. Дирижера приглашают под конкретную постановку, и в программе - не большое двух названий в месяц. А когда один спектакль повторяется несколько раз подряд, это дает заведомо лучшее качество", - сказала Бирюкова.
Вместе с тем, она убеждена, что "у оркестра должен быть постоянный руководитель, который бы за ним следил".
Бирюкова согласна с Анатолием Ведерниковым, заявившем в интервью журналу "Эксперт", что существование постоянной труппы не идет театру на пользу.
"Это серьезная проблема, это балласт, он очень мешает. Гораздо удобнее приглашать на конкретные постановки специальных людей", - считает критик.
Глава "Геликон-оперы" придерживается противоположного мнения: "Постоянная труппа для репертуарно-оперного театра необходима. И лучшие времена Большого связаны как раз с тем периодом, когда в театре была фантастически сильная группа солистов, которые выступали на крупнейших сценах мира, представляя и прославляя русское оперное искусство", - сказал он.
"Я никогда не был согласен с Ведерниковым, который хотел превратить Большой театр в свободную площадку для приглашенных певцов", - добавил Бертман.
Глава "Геликон-оперы" полагает, что "падение Большого началось с уходом Бориса Александровича Покровского - настоящего лидера, определявшего политику и стиль театра".
Выдающийся оперный режиссер Борис Покровский скончался 5 июня 2009 года на 98-м году жизни.
Вместе с тем, Бертман одобряет деятельность гендиректора Большого Анатолия Иксанова, который всегда говорил, что его задача - создать условия для работы художника.
"Он делает это вполне успешно, о чем свидетельствует нынешнее экономическое положение Большого. Но менеджемент и художественное руководство - разные вещи. И только от их единства зависит жизнь театра", - подытожил Бертман.