В начале лета Минобрнауки представило на рассмотрение в правительство РФ проект «Наша новая школа», призванный определить облик российской школы будущего. Один из пунктов этой инициативы посвящен поддержке одаренных детей. О специфике работы с талантливой молодежью, а также о перспективе развития школ-интернатов рассказывает директор специализированного учебно-научного центра Школа имени Колмогорова Московского государственного университета имени Ломоносова Анатолий Часовских.
- Какая система школ-интернатов для одаренных детей существует в России? В чем её достоинства и недостатки?
- У нас в стране всего четыре специальных школы-интерната для одаренных детей, созданных специальным постановлением Правительства. Помимо нашей, школы есть в Новосибирске, Санкт Петербурге и Екатеринбурге. Они охватывают все регионы. Мы вместе с петербурцами работаем с европейской частью России. Эта система была создана еще в 1963 году: всего четыре школы, только вместо Екатеринбурга был Киев.
Одно из главных достоинств подобной школы в том, что образуется коллектив единомышленников, собираются школьники, у которых есть стремление попасть с науку, творчески развиваться, овладевать знаниями. Это сам по себе большой стимул для развития. Если брать класс обычной школы, то далеко не все учащиеся обладают таким стремлением.
Еще один плюс – это преподаватели. Они, как правило, не только учителя, но и профессора вузов, которые пишут научные статьи, защищают диссертации.
Если говорить о недостатках, то один из них в том, что всегда есть соблазн, не прилагая собственных усилий к решению задачи, обратиться к одноклассникам за помощью.
Что касается сети школ для одаренных детей, то она может стать основой современной системы, позволяющей реализовать природные интеллектуальные способности подрастающих ученых, политиков, бизнесменов. На это, как мне кажется, направлен проект «Наша новая школа».
- Как вы считаете, насколько это возможно?
- Создать новую школу для одаренных чрезвычайно сложно. Нашу школу организовали великие ученые - академики Андрей Колмогоров, Исаак Кикоин. Именно благодаря им с самого начала был высокий научный уровень. Дальнейшая задача была – этот уровень сохранить, адаптируя к меняющимся условиям, что уже гораздо легче. Подниматься с минимального уровня намного тяжелее.
Во-первых, должны быть найдены преподаватели, которые могут работать с одаренными детьми.
Во-вторых, нужно снабдить эти школы хорошей материальной базой, они должны быть современными – именно это имел в виду президент Дмитрий Медведев, произнося фразу «Школа не должна быть ветхой».
Во-третьих, нужно, чтобы школы имели реальную возможность собирать одаренных детей. Нет смысла создавать образцово-показательную школу, которая реально работать не будет, надо чтобы одаренные дети туда шли и понимали, что они в этой школе чему-то научатся.
Наша школа через все это проходила – были, конечно, ошибки, но есть бесспорные достижения. Понятно, почему государство планирует создавать новые школы для одаренных детей на базе уже зарекомендовавших себя школ, помножив их опыт на возможности современных технологий.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь?
- Прежде всего, конечно, материальные трудности. За те 45 лет, что мы существуем, финансирование не всегда было достаточным. А ведь в интернатах дети не просто учатся, они здесь живут, то есть это их родной дом, а в нем должно быть все, чтобы можно было и отдыхать, и работать, и общаться. Это очень большие траты. Обычно подобными вопросами занимается семья, а тут все ложится на плечи коллектива.
Что касается нашей школы, то ей сейчас оказывается серьезное внимание. Благодаря поддержке президента России и ректора МГУ нам выделены государственные средства на развитие и материальной базы, и системы приема. Это очень хорошо. Нас поддерживают и выпускники. Евгений Касперский, недавно получивший государственную премию, пожертвовал её на нужды нашей школы. Выпускник Андрей Мельничеко уже несколько лет финансирует проведение летней школы, по результатам которой мы отбираем детей для обучения.
- Есть ли что перенимать из зарубежного опыта?
- Сейчас, наоборот, наш опыт широко распространяется на Востоке, в таких странах как Южная Корея, Сингапур, Китай, Таиланд. Там создаются такие же школы, как наша. Китайские школьники добиваются больших успехов на международных олимпиадах во многом благодаря тому, что они использовали опыт Советского Союза в работе с одаренными детьми. В государственную школу-интернат, созданную по образцу нашей школы в 2002 году в Южной Корее, огромный конкурс в несколько десятков человек на место, набирают очень сильных ребят и довольны их результатами.
Российские школьники традиционно побеждают или становятся призерами международных олимпиад по математике и физике, естественным наукам, поэтому нельзя уступать позиции. Это наша национальная гордость. Сейчас, к примеру, проходит международная олимпиада по математике, в которой участвует один из учеников нашей школы. Мы все за него переживаем и желаем ему победы.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости