Рейтинг@Mail.ru
Как сделать из старой школы новую? - РИА Новости, 15.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как сделать из старой школы новую?

© РИА Новости / Алексей НикольскийМинобрнауки России представило на обсуждение проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Минобрнауки России представило на обсуждение проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Читать ria.ru в
Дзен
Минобрнауки России представило на обсуждение проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Чем грозит реформа школе, какая роль в ней отводится учителю, и как будет меняться система повышения квалификации педагогов, рассказывает ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.

Минобрнауки России представило на обсуждение проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Чем грозит реформа школе, какая роль в ней отводится учителю, и как будет меняться система повышения квалификации педагогов, рассказывает ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.

- Эдуард Михайлович, о какой новой школе идет речь? Чем плоха старая школа?

- Образование не поспевает за переменами, которые происходят в нашей жизни. Раньше мы считали, что школа должна формировать научное представление о мире, а сегодня школа должна, прежде всего, формировать важные для жизни качества.

Одно из таких качеств – умение учиться в течение вей жизни. К сожалению, в нашей ментальности желания учиться и переучиваться нет. Мы люди одной колеи: встали в нее и двигаемся в одном направлении. В кризис сотни тысяч людей потеряли работу, но переучиваться многие из них попросту не готовы.

Второе, без чего прожить невозможно, - умение зарабатывать на жизнь. Казалось бы, это вообще не является предметом забот школы. Считается, что в школе нужно говорить о высоком, изучать ядерную физику, а все остальное - потом. Но ведь тогда ребенок растет в оторванной от жизни атмосфере. Дух предприимчивости, деловитость –  мы все это отторгали и говорили: «Жизнь научит!». Оказалось, мы говорили глупость, потому что школа и жизнь должны быть связаны.

Третье качество – умение общаться. Наши школьники не умеют разговаривать. Как считают филологи, ребенок находится в режиме «культурного говорения» 8 минут в день, остальное время – «говорение неконтролируемое». Родители на работе, в классе тридцать человек, и возможность выстроить культурное общение у ребенка появляется, только когда его вызовут к доске.

И четвертое качество – умение обихаживать себя. Следить за здоровьем, создавать вокруг себя нормальное бытовое культурное пространство.

- Готов ли учитель к работе в новой школе?

- Учитель привык работать в репродуктивной системе – от слова «репродуктор». Он передает свой жизненный опыт и то, чему его учили в институте, как репродуктор. А ведь школьный процесс – это не «я говорю – ты слушаешь и записываешь», это процесс совместной деятельности.

«Давай попробуем сделать что-то такое, чтобы были реальные результаты. Сделаем проект – спланируем бюджет вашей семьи», - предлагает учитель ученику. Это простейший проект, но таких проектов может быть множество. Тогда ребенок начинает думать, работать с литературой, анализировать, сопоставлять и делать выводы. Чтобы в основе учебного процесса были такие проекты, надо менять педагогическую ментальность учителя.

- В проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится о необходимости изменений в системе повышения квалификации и переподготовки учителей. Что, на Ваш взгляд, нужно менять?

- Нужно не столько улучшать предметные знания учителя – с этим дело обстоит нормально, сколько менять способ его педагогической деятельности.

Учитель раз в пять лет должен поехать на повышение квалификации. Но ограничены возможности выбора места обучения – это связано с финансами, а самое главное – ограничен выбор программ. «Меню» предлагают не очень интересное, причем не всегда учитываются трудности, которые испытывает учитель (учить ведь нужно тому, что у него не получается).

- Как обеспечить учителю возможность выбора?

Если школа перешла на подушевое финансирование, то в ее бюджете предусмотрены расходы на повышение квалификации. В этом случае школа может напрямую заключать договорные отношения относительно организации повышения квалификации. Учитель персонально еще не может выбрать, но может выбрать школа - у нее деньги. Формируется рынок, на котором присутствуют и государственные учреждения (классические университеты, пединституты, институты повышения квалификации и так далее), и негосударственные.

Это стало обычным явлением во многих субъектах Федерации. Программа повышения квалификации выстраивается на основе запросов учителей, а школа выступает заказчиком.

- Но ведь есть еще государственная политика...

- Государство тоже может быть заказчиком повышения квалификации. Например, меняется историческое образование, и государство объявляет конкурс на переподготовку учителей истории. Наряду с институтом повышения квалификации, его может выиграть любое образовательное учреждение, обладающее правом заниматься такой учебной деятельностью. Монополии институтов повышения квалификации уже нет.

Государственные муниципальные методические службы, которые сохранились в каждом муниципалитете, выявляют проблемы и рекомендуют учителям направления подготовки. Скажем, школа переходит на профильное обучение - нужна научная подготовка учителя. Где ее можно пройти? В институте повышения квалификации? Нет. Нужно идти в университет. Если учитель преподает химию, то на химфак, где его познакомят с последними научными достижения.

Я полагаю, в ближайшее время будет сформирована новая модель повышения квалификации учителей, и одной из главных площадок в этой модели будет школа. Да, сегодня она не умеет обучать взрослых, это особая наука, и школе трудно преподнести свой опыт как образовательный продукт. Поэтому главная задача, которую мы сейчас решаем, – создание образовательных модулей. У такой-то школы есть опыт и результаты, с помощью методистов и то, и другое можно превратить в образовательную программу, по которой будут учиться директора других школ. Предполагается, что около 10 тысяч школ – победителей приоритетного национального проекта «Образование» - будут выступать базовыми учреждениями повышения квалификации. Они возьмут на себя миссию показать коллегам, как сделать из старой школы новую.

Материал подготовила Алена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала