Рейтинг@Mail.ru
Неравные тротуары - РИА Новости, 14.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неравные тротуары

На чем спотыкается Москва, реализуя соцпрограммы для инвалидов

© РИА Новости / Федор НовиковКорреспонденты РИА Новости и Алексей Морозов на перекрестке Вернадского и Ломоносовского проспектов (м. "Университет")
Корреспонденты РИА Новости и Алексей Морозов на перекрестке Вернадского и Ломоносовского проспектов (м. Университет)
Читать ria.ru в
Дзен
2009 год в Москве официально объявлен "Годом равных возможностей". РИА Новости решило проверить на примере пешеходных переходов, как городские власти проводят реабилитацию городской среды для нужд инвалидов. В проведении экспертизы Агентству согласился помочь инвалид-колясочник Алексей Морозов.

Авторы: Светлана Григошина, Федор Новиков
Оператор: Алексей Иванов
Фотограф: Федор Новиков

 
"Люди с ограниченными возможностями" – так корректно принято называть в нашей стране инвалидов. В Москве их почти полтора миллиона. Более семи тысяч используют кресла-коляски. Но даже с ними – ограничений масса.

Узкий лифт (либо его отсутствие) в доме, неправильно оборудованный пандус у подъезда, просто припаркованная у дома машина для колясочника могут "поставить крест" на походе в магазин, больницу или аптеку. Впрочем, и там колясочника "поджидает" множество трудностей.

Два часа в инвалидном кресле

Теперь об этом не понаслышке знают абсолютно здоровые режиссеры, актеры, телеведущие, интернет-деятели. Недавно в Москве прошла акция в поддержку людей с ограниченными возможностями "Два часа жизни здорового человека в инвалидном кресле".

Один из организаторов акции, автор и ведущая программы "Азбука перемен" на сайте РИА Новости Ирина Ясина в инвалидном кресле несколько лет. "Я уже человек с опытом, у меня уже все продумано, у меня есть помощник, который мне помогает таскать коляску. Но не у всех есть такие возможности. Поэтому нельзя говорить, что все люди и всегда могут быть «немаломобильными». Выезд в город - это всегда акт героизма", - говорит она.

Режиссер Иван Дыховичный - в коляске первый раз. Искренне возмущен: " Я сам проехался 500 метров. Что это такое?! Это невероятно трудно. Ни одного удобного места, бордюра, ничего! Для них ничего не придумано. Мы как будто животные какие-то".

Вывод, к которому пришли участники акции, до элементарного прост: большинство препятствий непреодолимы для "маломобильных" граждан (еще один общепринятый в отношении инвалидов термин) – это, как правило, результат элементарного обывательского равнодушия.

Город равных возможностей... на год

2009 год в Москве официально объявлен "Годом равных возможностей".

"Обеспечение равных возможностей - системная задача, успешное решение которой требует социальной сплоченности. Государственным учреждениям, общественным институтам, коммерческим организациям, работодателям и всем отзывчивым гражданам по силам внести свой вклад в это большое дело", - цитата из обращения к москвичам на официальном сайте правительства Москвы мэра Юрия Лужкова.

Для справки:
Общий объем финансирования комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы составляет 36,5 млрд. руб.

По словам заместителя московского Департамента Социальной защиты населения Игоря Гордеева, работа в реабилитации городской среды для нужд инвалидов проводится в Москве системно и активно.

"В адаптации городской среды для инвалидов "завязано" множество московских ведомств. За последние пять лет город преобразился в этом плане. Не думаю, что это может кто-то отрицать. Даже иностранные гости это отмечают", - сказал чиновник департамента в интервью РИА Новости.

В подтверждение сказанному Игорь Гордеев приводит цифры. Так, согласно статистике московского Департамента социальной защиты, в 2001 – 2003 годах в столице для инвалидов было приспособлено порядка полутора тысяч объектов. За последние три года эта цифра возросла более чем в десять раз.

Доступ есть?

Цифры на бумаге. А что на деле? Съемочная группа РИА Новости решила самостоятельно проинспектировать уличную инфраструктуру, которую реконструировали в рамках "Года равных возможностей" в Москве.

Чтобы быть максимально объективными, с собой "в рейд" пригласили человека, для которого непосредственно и адаптировались городские объекты.

Алексей Морозов - 24-летний юрист, инвалид детства, создатель ЖЖ-сообщества dostup_est. Главная задача сообщества - сориентировать людей в колясках, где в городах России и за рубежом есть доступные и "проходимые" места для инвалидов. Алексей пытается вести в Москве тот образ жизни, который он заслуживает и который ведут люди на колясках во всем цивилизованном мире.

Наземные переходы

Первая остановка - наземный переход на пересечении Вернадского и Ломоносовского проспектов. После реконструкции все пешеходные спуски на перекрестке начинаются на уровне дороги. Этот наземный переход также обустроен и для слабовидящих.

По мнению Алексея, который без труда пересек по "зебре" эту оживленную городскую автотрассу, такое обустройство, с точки зрения беспрепятственного доступа, можно считать эталонным.

"Это пример одного из редких, но очень удачных решений. Я, признаться, такой пример в Москве вижу в первый раз, к сожалению", - сказал он.

Однако, уже на следующем реконструированном переходе (буквально через пятьдесят метров от предыдущего) Алексей был вынужден прибегнуть к посторонней помощи. Бордюр на "островке", разделяющем потоки движения транспорта, оказался слишком высоким. Оценка Алексея: доступа нет!

"Почему-то в начале дороги еще помнили о необходимости переоборудования: скат на "зебру" сделан профессионально, хорошо. А вот о серединной части дороги забыли и не сделали. Хотя достаточно было сделать бордюр просто вровень с землей, и все было бы преодолимо", - говорит Алексей.

Общественный транспорт

В процессе эксперимента Алексей предложил "протестировать" новые модели общественного транспорта, приспособленные для передвижения инвалидов (в частности троллейбусы, оснащенные специальными "площадками" для колясок).

За полчаса неудачных попыток, даже при участии съемочной группы, Алексей так и не смог попасть ни в один троллейбус. Пара вагоновожатых просто проигнорировала просьбу Алексея подъехать ближе к остановке. Водитель третьего по счету "специализированного" троллейбуса все же заметил инвалида на остановке. Подъехал, открыл пандус. Но Алексей так и не смог им воспользоваться. Площадка не "дотягивала" несколько сантиметров до тротуара.

"Справедливости ради стоит сказать, что водителям отчасти мешали припаркованные на остановке машины. Троллейбус просто не мог подъехать ближе. Но это не меняет ситуации. Я все равно не смог воспользоваться общественным транспортом", - констатирует Алексей.

Подземные переходы

Еще один важный пункт городской среды – подземные переходы.

Далеко из центра уезжать не стали. Первая попавшаяся "подземка" на Ленинском проспекте стала непреодолимым препятствием для коляски Алексея.

"Здесь не проехать, более того, можно заметить, что постарались: поставлены новые рампы, сделано покрытие для слабовидящих. Но сам подъезд сделан таким образом, что на коляске вы сюда не въедете", - говорит Алексей.

Главный недочет красивого переоборудованного для инвалидов перехода - огромная ступенька, преодолеть которую невозможно.

Второй реконструированный подземный переход на Ленинском проспекте – и снова нет доступа для инвалидов.

Ступенька перед входом "сглажена", но крутой уклон спуска-подъема "инвалидных рельс" делает его эксплуатацию опасной для жизни.

"Вы меня простите, конечно, но я не рискнул бы спуститься вниз. Это опасно. Может быть формально этот переход и считается приспособленным, но фактически он не удобен для колясочников", - констатирует Алексей.

Крутой спуск и наличие ступенек перед пандусами - не разовая случайность. Аналогичную ситуацию можно наблюдать, например, у многих реконструированных пешеходных переходов на Садовом Кольце и Ленинском проспекте.

Пример подземного перехода, который удобен и безопасен для использования колясочниками, нашелся напротив универмага "Москва", на том же Ленинском проспекте.

Эта "подземка" была спроектирована еще в советские времена. Ступенек здесь изначально не предполагалось. Спуск же построен отдельно от лестницы, что позволило его сделать более пологим, а следовательно более безопасным.

СНиПы - правила или рекомендации?

Бордюр - это не только граница доступа, но и граница ответственности между Департаментом ЖКХ, который отвечает за качество тротуаров, и организацией «Гормост», которая отвечает за сам переход.

Третья сторона – Департамент социальной защиты населения города Москвы. Именно этот департамент - основной координатор и "контролер" работ по адаптации городских объектов для инвалидов. 

"Ни один объект без мероприятий по адаптации его для инвалидов не принимается и не вводится в эксплуатацию, также - если там не будет проведена экспертиза и не получен акт от территориальных органов соцзащиты или от нашего Департамента", - говорит заместитель главы московского Департамента социальной защиты населения Игорь Гордеев.

Работа над ошибками

 
"Департамент работает хорошо, объекты сделаны плохо. Почему?!", - иллюстрацией к вопросу стали фотографии "неудобных" переходов, высоких пандусов, крутых спусков. Игорь Гордеев попросил оставить фотографии и точные адреса "для детального разбора каждого конкретного случая. С конкретными структурами, несущими ответственность за этот реконструированный объект".  

Для справки:
Ожидается, что концу 2009 года количество дополнительно приспособленных для инвалидов тротуаров, переходов и других транспортно-пешеходных коммуникаций составит 6,7 тыс. объектов.

Из официального пресс-релиза Департамента: "По данным Департамента социальной защиты за период с 2007 по 2009 год органами были осуществлена проверка 1097 объектов нового строительства и реконструкции на предмет их доступности (в том числе 123 объектов транспортно-пешеходной инфраструктуры). Установлено только 47 объектов (4,3%) , которые полностью приспособлены для нужд инвалидов".

С одной стороны, эти цифры – наглядное доказательство тому, что соцзащита ведет "приемку" без пристрастия и по всей строгости.

С другой - это свидетельство низкого контроля качества в процессе строительства таких объектов. Это, как следствие, "тянет" за собой и неэффективное использование целевых бюджетных средств. Деньги тратятся сначала на строительство, а затем и на "работу над ошибками".

Вывод: реабилитация городской среды - это долгое и непростое занятие, в котором непросто обойтись без ошибок.

Из "рекомендаций" независимого эксперта Алексея Морозова:

"Нельзя забывать, для кого создается "единый дизайн" города. Какими бы продуманными ни были СНиПы или прочие инструкции, невозможно уберечься от ошибок в частных случаях", – отмечает Алексей.

И добавляет, что нужно просто проверять "на деле", смогут ли люди, ради которых проводятся изменения, ими воспользоваться.

***
По вопросам неудовлетворительного состояния городской инфраструктуры с точки зрения доступности маломобильных граждан вы можете обращаться по телефону "горячей линии" Департамента социальной защиты: (495) 291-34-78.
Отдельно по вопросам качества переходов можно обращаться в горячую линию Департамента ЖКХ: (495) 623-28-39.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала