МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Фрагменты оснащенного цифровой системой управления грузового космического корабля "Прогресс М-02М", которые не сгорели в плотных слоях атмосферы Земли, приводнились в несудоходном районе Тихого океана, сообщил РИА Новости в понедельник представитель ЦУП.
Корабль был отстыкован от станции 30 июня и отправлен в контролируемый автономный полет. "Прогресс" после отстыковки от МКС освободил причал на стыковочном отсеке "Пирс", который позже занял пилотируемый корабль "Союз ТМА-14". До этого "Союз" находился на агрегатном отсеке модуля "Звезда".
С помощью корабля "Прогресс М-02М" была проверена работоспособность нового причала МКС - зенитного порта на переходном отсеке модуля "Звезда". Тест предусматривал автоматическое сближение грузовика со станцией без стыковки.
"Прогресс М-02М" был запущен к МКС с космодрома Байконур 7 мая 2009 года на ракете-носителе "Союз".
Новый космический грузовик доставил работающему на станции объединенному экипажу из шести человек более 2,5 тонны грузов: свежие и сублимированные продукты, питьевую и техническую воду, топливо, новое научное оборудование, посылки для экипажа, а также третий компьютеризированный скафандр новой модели "Орлан-МК".
Говоря о новом скафандре, бортинженер 20-й экспедиции на МКС Роман Романенко, который сейчас работает на МКС, ранее сообщал, что его отличие от предыдущей модели значительное - по сути, получилось что-то среднее между американским костюмом EMU и российским "Орланом-М". Главной новинкой является его полная компьютеризация - скафандр сам "подскажет", что делать космонавту в случае возникновения нештатной ситуации. Важно, что компьютерные подсказки при желании можно отключить: космонавт сам может решить, какой режим работы ему предпочтительнее, сказал Романенко.
На МКС уже доставлены два новых "Орлана-МК", они уже опробованы во время реального выхода в открытый космос.
При содействии информационного агентства РИА Новости на орбиту рейсом транспортного корабля были также отправлены три георгиевские ленточки, которые космонавты в знак памяти о героях, погибших во время Великой Отечественной войны, закрепили на панели в месте проведения телевизионных сеансов связи.
Все космические грузовики заканчивают путь в водах Тихого океана. Выработавшему ресурс кораблю с помощью его собственных двигателей придается последний и единственный тормозной импульс, после чего он сходит с орбиты.
Грузовые корабли "Прогресс" позволяют восполнять на МКС запасы расходуемых материалов. С помощью "Прогрессов" удаляют накапливаемые на борту отходы жизнедеятельности космонавтов, проводят коррекцию орбиты МКС, а также осуществляют космические эксперименты и исследования в автономном полете.
Полеты грузовых кораблей "Прогресс" стали неотъемлемой частью программ транспортно-технического обеспечения полета долговременных орбитальных станций "Салют-6" и "Салют-7", первого международного исследовательского комплекса "Мир", проработавшего на орбите 15 лет, из них около 14 - в пилотируемом режиме.
Корабли "Прогресс" были задействованы в решении ряда уникальных задач, среди которых безопасный свод с орбиты комплекса "Мир" для затопления его фрагментов в заданном районе ("Прогресс М1-5"), доставка на МКС в 2001 году стыковочного отсека "Пирс" ("Прогресс М-СО1").
Корабли также использовались в автономном полете как свободнолетающие орбитальные платформы для выполнения космических экспериментов и исследований ("Модель", "Модель-2", "Краб", "Свет", "Кант", "Знамя-2", "Знамя", "Плазма-Прогресс"). Они также могут служить платформой для создания целевых космических аппаратов и модулей, как, например, астрофизический модуль "Гамма", который полтора года работал на околоземной орбите.