Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
И снова Сомали - теперь эта страна ассоциируется не только со словом «пираты», но и с гражданской войной. Центром последних событий стала столица страны Могадишо, где международно признанное переходное правительство Сомали сумело отразить атаки боевиков группировок «Аш-Шабаб» и «Хизб уль-Ислаами», пытавшихся захватить город. В воскресенье на севере Могадишо развернулись ожесточенные столкновения, в ходе которых, по данным полиции, были убиты более 20 боевиков, а также погибли 18 мирных жителей и трое солдат.
Наступление группировок «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам» на позиции правительственных войск в столице началось еще 7 мая. За это время в столкновениях погибли 250 мирных жителей, еще около 200 тысяч человек лишились крова.
Гражданская война в Сомали – в целом не новость, она определяет политическую жизнь этой страны на протяжении последних 20 лет. Переходное федеральное правительство, существующее в Сомали, признаётся международным сообществом в качестве законной сомалийской власти, однако в настоящее время оно реально контролирует лишь незначительную территорию в центральной части страны. Кроме того, федеральное правительство поддерживается руководством самопровозглашенных автономий Пунтленд и Галмудуг, но большая часть территории Сомали находится во власти никем не контролируемых местных вождей и радикальных исламистских группировок.
Подобная обстановка как раз и привела к тому, что Сомали стало крупнейшим очагом нестабильности в регионе и базой для многочисленных пиратов, постепенно расширивших свой ареал с Аденского залива на прилегающие воды.
Следует иметь в виду, что пиратство в Сомали не является занятием исключительно преступных группировок, но и «средством приработка» для жителей прибрежных селений, лишенных в результате гражданской войны и экономического коллапса средств к существованию.
Поэтому победить пиратство силовыми средствами не представляется возможным. Группировки «джентльменов удачи» никогда не будут испытывать кадрового голода в стране, охваченной гражданской войной, где значительная часть населения исторически живет у моря и привыкла каждодневно рисковать своей жизнью, выходя в океан, неважно с какой целью – на лов рыбы или для захвата очередного корабля.
Проводящиеся и сегодня ведущими странами мира, в том числе и Россией, военно-морские операции у сомалийского побережья являются, по факту, «лечением симптомов». Они позволяют снизить количество захваченных кораблей, не решая проблемы в принципе. Всего в настоящее время сомалийские пираты удерживают в плену свыше 10 судов и более 200 моряков. Выкупы, которые судовладельцы вынуждены выплачивать пиратам, в последние годы дошли до миллионов долларов.
При этом нужно отметить, что сомалийские пираты, вытесняемые из Аденского залива, в последнее время атакуют корабли все дальше от побережья, что обессмысливает борьбу с ними непосредственно у берегов страны.
Борьба с сомалийским пиратством осложняется и юридическими проблемами – у ведущих ее стран отсутствует единый взгляд на квалификацию действий пиратов и наказание за эти действия. В результате моряки ряда европейских стран избегают захватывать пиратов, отпуская их обратно. Однако даже если ведущие морские державы выработают некий единый кодекс поведения в отношении пиратов, и их союзники примут его за правило для себя, проблемы это не решит по уже указанным выше причинам.
Победить сомалийское пиратство сегодня способны только сами сомалийцы - в случае если в этой стране закончится все же гражданская война, и она будет объединена под властью единого правительства, способного бороться с преступными группировками и обеспечивающего хотя бы какую-то экономическую стабильность, которая снизит привлекательность пиратства для местного населения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции