Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан).
Итак, событие, которое долго ждали и обсуждали политики и многочисленное экспертное сообщество в Европе, постсоветских странах, а также за океаном, наконец-то свершилось. 13 июля в Анкаре в присутствии представителей почти двух десятков государств, председателя Еврокомиссии, президента Грузии, премьер-министра Ирака, спецпредставителя США по энергетическим вопросам в Евразии главы правительств Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Турции поставили свои подписи под межправительственным соглашением по проекту «Набукко», предусматривающим поставки природного газа из Каспийского бассейна в обход России.
Напомним, что церемония подписания этого соглашения откладывалась несколько раз только в нынешнем году. Сам же документ был предметом дискуссий на протяжении без малого семи последних лет. Стремление поставить точку во всевозможных пересудах относительно будущего проекта было столь велико, что организаторов церемонии не смутило даже то, что проект был подписан 13 числа, да к тому же в понедельник, традиционно считающимся не самым счастливым днем.
Правда, относительно числа 13 существует много версий. Согласно одной из них, наоборот, это число на самом деле приносит удачу. Так или иначе, если взять число участников проекта «Набукко» (Германия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция), прибавить к этому страну-транзитера Грузию и возможных производителей газа для проекта, в числе которых, к примеру, турецкий министр энергетики видит Ирак, Египет, Иран, Азербайджан, Россию и Туркменистан, то общее количество стран будет равно тринадцати. Вот и не верь после этого в магию цифр. Но это так, к слову.
Настоящим чудом для «Набукко» будет не только одновременное участие в нем всех тринадцати стран, но его загрузка на полную проектную мощность в 31 (13 наоборот!) млрд кубометров голубого топлива в год в ближнесрочной перспективе. Хотя все страны, включая ту же Россию, не выступали против своего участия в проекте, а многие не скрывают своей заинтересованности в нем, но первое время только Азербайджан и, возможно, Ирак будут реальными снабженцами этой газовой трубы. Для участия всех прочих имеются существенные оговорки.
Так, участие Ирана в проекте торпедируют США в связи с нежеланием Тегерана пойти на уступки по своей ядерной программе. Туркменистан не располагает транспортной инфраструктурой для присоединения к проекту и к тому же связан текущими обязательствами. Россия давать ответа на предложения турецкой стороны присоединиться к проекту пока не торопится. Египет как весьма важный поставщик газа для «Набукко», вероятно, может рассматриваться лишь после строительства межарабского газопровода, который соединит его с рядом арабских стран и Турцией. Да и участие Ирака возможно лишь при условии строительства соответствующего газопровода, соединяющего его с Турцией. Так что пока только Азербайджан через газопровод Баку-Эрзурум располагает возможностью снабжать «Набукко» топливом.
Если непосредственное строительство трубопровода протяженностью в 3300 км начнется в 2010-м и завершится в 2014 году, как и планируется, и к этому времени к системе «Набукко» присоединится Ирак, то есть надежда, что объем прокачиваемого по нему топлива на первых порах может составить треть от пропускной способности.
17 мая было достигнуто соглашение между консорциумом европейских и ближневосточных топливно-энергетических компаний о разработке газовых запасов в северном Ираке, часть из которых должна стать первой ласточкой в потоке энергоресурсов, которые предполагается прокачивать по трубопроводу «Набукко».
По словам представителей компаний из ОАЭ, иракские месторождения могут обеспечивать добычу до 3 млрд кубических футов газа в день, на которую и рассчитан проектируемый трубопровод «Набукко». Однако эксперты считают, что в полной мере газопровод может быть оправдан лишь в том случае, если к нему присоединятся Иран или Туркменистан.
Буквально накануне подписания соглашения по «Набукко» посольство Ирана в Турции распространило заявление, что эта страна может предоставить 10 миллиардов кубометров газа для «Набукко». Учитывая наличие общей с Турцией газотранспортной инфраструктуры, осуществить это на практике для Ирана не составит особого труда. Но вполне возможно, что подобное заявление прозвучало для того, чтобы оказать пропагандистское давление на участников соглашения, тщетно ищущих пока серьезную сырьевую базу для своего детища.
Это тем более важно, чтобы показать проект как финансово привлекательный для потенциальных инвесторов. Пару месяцев назад представитель Всемирного банка в Турции Ульрих Захау заявил о готовности банка предоставить финансовую поддержку проекту «Набукко», но при условии гарантий заполнения трубопровода со стороны производителей газа. Такой же позиции придерживаются и другие инвесторы.
Не случайно премьер-министр Турции Тайип Эрдоган заявил, что его страна выступает за присоединение к проекту Ирана, когда это позволят условия, а также надеется на участие в нем России. Исполнительный директор «Набукко» Рейнхард Митчек также подтвердил, что желает участия России в проекте. «Вы знаете, сейчас столько желающих участвовать в этом проекте. Туркменистан подтвердил, что желает доставлять свой газ в Европу, так же как Египет, Алжир и другие страны. Думаю, если так пойдет, в будущем мы уже можем думать о строительстве второй ветки этого газопровода», - подытожил воодушевленный топ-менеджер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции