МОСКВА, 13 июл - РИА Новости. Институт российской истории РАН провел исследование по вопросу переименования Ленинградского вокзала Москвы в Николаевский и пришел к выводу, что это исторически справедливо, сообщил журналистам в понедельник заместитель директора института Владимир Лавров.
Ленинградский вокзал 9 июля на несколько часов стал Николаевским. За день ОАО "Российские железные дороги" дважды переименовало вокзал - сначала вернуло ему историческое название Николаевский, а затем заявило, что название пока останется прежним. Вызвавшее большой общественный резонанс сообщение пресс-служба госмонополии назвала "технической накладкой". Вся история продолжалась менее четырех часов.
"Принимая во внимание исторические заслуги императора Николая Первого в основании железнодорожного дела в России и инициирование им строительства этого вокзала, Институт российской истории считает исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский", - говорится в заключении, которое зачитал Лавров.
По его словам, это исследование проведено по заказу РЖД.
В свою очередь зампредседателя комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Общественной палаты РФ Елена Зелинская сообщила, что комиссия подготовила письмо, в котором предлагает создать специальную комиссию по топонимике (наука о происхождении слов), в которую вошли бы историки, общественные деятели, представители руководства, чтобы выработать систему изменения исторических названий в России.
"На наш взгляд, необходимо, чтобы в стране была понятная практика на эту тему", - сказала Зелинская.
Со своей стороны руководитель общественного движения "Возвращение", которое выступило инициатором возвращения вокзалу дореволюционного названия, Юрий Бондаренко заявил, что все необходимое законодательство в стране есть, нужна только воля и желание применять его.
"Наше движение сначала пыталось максимально уйти от какой-либо политики. Мы призываем наших оппонентов, население вспомнить, что каждое историческое название - памятник культуры", - сказал Бондаренко.
Он также напомнил об инициативе переименования станции московского метро "Войковская", по его словам, этот вопрос в компетенции мэра Москвы. Бондаренко высказал мнение, что против такого переименования не выступила бы ни одна политическая партия, включая коммунистов.
Компартия расценила приказ о переименовании Ленинградского вокзала как "чрезвычайное происшествие" и "идеологическую провокацию", направленную на "разжигание политической конфронтации". Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников считает, что в народе новое название вообще не будет воспринято.
В минувший четверг пресс-служба РЖД сообщила, что глава компании Владимир Якунин подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. В сообщении говорилось, что "возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала". Сам Якунин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" объяснил это решение политикой госмонополии - "историзм и преемственность" и пообещал продолжать возвращение вокзалам исторических названий.
РПЦ и фонд "Возвращение" приветствовали решение руководства РЖД.
Позже пресс-служба РЖД сообщила, что окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято, хотя вопрос действительно обсуждается.
Ленинградский вокзал - самый старый вокзал Москвы, он был построен в 1844-1851 годы на Каланчевской (ныне Комсомольская) площади по проекту архитектора Константина Тона и с 1856 назывался Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя "Октябрьский" получил и вокзал. А через год в связи с переименованием "северной столицы" вокзал стал называться Ленинградским.
Вокзал был назвал в честь Николая Первого его сыном Александром Вторым после его прихода к власти, и не случайно. Именно Николай Первый стоял у истоков создания железных дорог в России.
В феврале 1842 года император Николай Первый подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено архитектору Тону, который спроектировал Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.
Для строительства вокзала в Москве было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля. В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту.
Ленинградский вокзал несколько раз переоборудовали, а в 1977 году реконструировали и выстроили новые здания.