Рейтинг@Mail.ru
Даля Грибаускайте: мы найдем форму конструктивного диалога с Россией - РИА Новости, 10.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Даля Грибаускайте: мы найдем форму конструктивного диалога с Россией

© Фото предоставлено пресс-службой президента ЛитвыДаля Грибаускайте
Даля Грибаускайте
Читать ria.ru в
Дзен
О перспективах двусторонних российско-литовских отношений и трудностях управления пострадавшей от кризиса страной в интервью РИА Новости рассказала избранный президент Литвы Даля Грибаускайте. Беседовал Андрей Жуковский.

Последние дни перед инаугурацией, которая состоится 12 июля 2009 года, у вновь избранного президента Литвы особенно напряженный график – множество интервью, встреч. Но Даля Грибаускайте не теряет свойственного ей обаяния. Её не пугает то, что в мире всего лишь семь президентов-женщин.

Пожалуй, у Литвы еще не было столь эрудированного президента – финансист, выпускница экономического факультета Ленинградского государственного университета, в недавнем прошлом Еврокомиссар, прекрасно владеет не только русским и английским, но и еще тремя иностранными языками. Умение совмещать работу с личной жизнью - это то, что ей всегда удавалось лучше всего. Как специалист и чиновник она трезво оценивает перспективу двусторонних российско-литовских отношений, но как обыкновенный человек с умилением вспоминает свои студенческие годы, проведенные в Ленинграде. Обо всем этом, а также о трудностях управления погрязшей в кризисе страной Грибаускайте рассказала в интервью РИА Новости. Беседовал Андрей Жуковский.

- Госпожа президент, Вас часто спрашивают, легко ли управлять страной женщине, особенно в период экономических потрясений?

- Я рада, что все больше женщин в Литве занимают высокие посты как в государственном управлении, так и в частном секторе. Но управление страной и пост президента – это совсем другой уровень ответственности. Тут все зависит вовсе не от пола, а от положения, в котором оказались и Европа, и Литва, и все окружающие ее государства.

Я вполне осознаю, что работа будет не из легких, поскольку в стране ситуация и экономическая, и политическая довольно сложная. Выходить из нее в одиночку вряд ли получится. Так что многое будет зависеть и от линии поведения стран-соседей. 

Если вернуться к женскому вопросу, я не одинока – в Европе три женщины-президента, и они управляют не хуже мужчин. И это совсем не плохой результат.

- Еще до инаугурации Вы заявили, что сократите себе зарплату на 50 процентов. Неужели ситуация столь критическая, что приходится урезать доходы даже главы государства?

- Нет, ситуацию я бы не назвала критической. Но в любой сложный момент, когда приходит руководитель, он должен подать пример поведения, в том числе в этой сфере. Сейчас правительство говорит о необходимости снижения пенсий, сокращает заработную плату, просит людей потерпеть немного, потому что экономический кризис, охвативший мир, не обошел стороной Литву. Как в этом случае должен поступать политический лидер, для меня совершенно понятно. Вот и снизила зарплату себе сама. Эти 50 процентов, около 3500 евро, я направлю обратно в казну государства.

- В Еврокомиссии Вы занимали ключевой и очень не простой пост комиссара по планированию бюджета и финансам, за составление бюджета ЕС были удостоены звания комиссара года. Какие конкретные шаги Вы намерены предпринять по улучшению экономической ситуации в Литве?

- То, что сейчас происходит в экономике Литвы, во многом аналогично происходящему во всей Европе и Евросоюзе. Поэтому есть некоторые общие рецепты по выходу из кризиса для всех стран. И в этой связи особенно важно координировать межгосударственную экономическую и финансовую политику. Но, конечно, есть и своя специфика - такая, которая, к примеру, характерна для всех Балтийских государств: у нас нет собственных  энергоресурсов, да и территория у каждой страны не такая уж большая. Кроме того, курс нашей национальной валюты напрямую связан с евро.

В этих условиях должна быть как можно скорее либерализирована система ведения бизнеса и, главное, стабилизирована сама финансовая система. Мы вынуждены снижать общественные затраты, то есть установить режим жесткой экономии там, где это возможно. Аппетит должен быть снижен в соответствии с возможностям. Параллельно необходимо провести структурные реформы в сфере экономики. Политики должны принять это как необходимость.

Вопрос реформы не стоит на повестке дня сегодня, но завтра он уже будет более чем актуален. Приходится осознавать, что реформирование в социальной сфере, здравоохранении и просвещении либо были проведены в недостаточном объеме, либо не получились.

Понятно, реформы сложные, в том числе социально чувствительные. Не всегда политики осмеливались их проводить. Но кризис такой инструмент, который всем показывает, как в зеркале, что является необходимым и где уже нельзя больше оттягивать время.

- Многие аналитики с Вашим приходом к власти связывают надежды на неизбежное улучшение российско-литовских взаимоотношений. Какие препятствия мешают наладить тесный контакт с Россией сейчас? Как изменить создавшуюся ситуацию?

- Основные проблемы были политического характера. Политическая риторика Литвы по отношению к своим соседям, в том числе и по отношению к России, была слишком остра. Думаю, что эта риторика не будет повторяться. Я надеюсь, что мы сможем найти форму конструктивного диалога, которая позволит обеим странам уважительно относиться друг к другу и прийти, наконец, к взаимовыгодному сотрудничеству.

- А чего Литва и Вы как вновь избранный президент ожидаете от России? Должна ли Россия, также как и Литва, приложить усилия для более тесного сотрудничества? Где кроется камень преткновения, мешающий сделать шаг навстречу?

- История и ее интерпретация, которая у каждой страны своя, создает немало спорных и порой болезненных вопросов. Для меня совершенно очевидно, что есть некоторые исторические события, которые невозможно забыть или с легкостью отбросить как в России, так и в Литве. Но история – это все-таки история. Надо жить сегодняшним днем и думать о будущем, а не о прошлом.

Для меня главное - найти взаимопонимание. Не только Россия, но и мы, литовцы, тоже должны уважать историю вашей страны. Надо меньше эксплуатировать тему прошлого. Повторюсь еще раз, что уважительное отношение с обеих сторон позволит нам не столько забыть, что было, но, скорее, откроет ориентиры в будущее.

- Как Вы оцениваете возможности для ведения бизнеса между Россией и Литвой? Свободны ли они сейчас, готова ли Литва впустить российские инвестиции? И может быть, появятся какие-то условия для продвижения литовского бизнеса в России?

- Экономические отношения между нашими странами традиционно были неплохими. Интерес к сотрудничеству как со стороны российского, так и со стороны литовского бизнеса довольно большой. Российский рынок всегда был очень интересным для наших производителей. Кроме того, как и всей Европе, нам необходимы российские энергетические ресурсы. Мы готовы приобретать их. В этом смысле я не вижу проблемы и, думаю, что деловые отношения будут только развиваться.

- Не утихают разговоры о проекте газопровода по дну Балтийского моря «Северный поток». Литва, как и соседствующая с ней Польша, высказывала опасения по поводу реализации этого проекта, по которому газ в Западную Европу пойдет, минуя страны-транзитеры…

- Любой крупный проект требует сотрудничества и поиска компромиссов. Литва, в контексте строительства нового газопровода,  была заинтересована в охране природы и в том, чтобы дно Балтийского моря всё-таки было основательно изучено. Существует версия, что после Второй мировой войны на дне моря было захоронено немецкое химическое оружие.

Разумеется, реализация энергетических проектов - это не чистая экономика, здесь присутствуют и некие геополитические игры, существуют разного рода нюансы. Но я убеждена, что сотрудничество возможно и в «Норд стриме», и вне его,  в газопроводах по суше и не по суше… В любом случае, Литва всегда готова сотрудничать.

- К концу этого года Литва будет вынуждена закрыть второй блок Игналинской АЭС. Что дальше, где Литва будет брать электроэнергию? С кем намерены сотрудничать в этой области?

- Игналина - это часть того же экономического сотрудничества, потому что топливные ресурсы для электростанции приобретались в России. У нас реактор Чернобыльского типа. Поэтому говорить, что Литва до сих пор производила электричество самостоятельно, не совсем точно. Сотрудничество с Россией, конечно, останется. Одновременно мы ищем альтернативу, хотим получать электроэнергию из Скандинавии и в будущем будем получать из Западной Европы, через энергомосты.

Альтернативные источники также будут одним из моих приоритетов – ветер, геотермика, биомасса и другие энергетические ресурсы, которые должны не только защищать природу, но и делать Литву более независимой.

- В Литве довольно популярна российская культура, как классическая, так и современная поп-культура. Вместе с тем со стороны некоторых литовских политиков звучат заявления с требованием ограничить влияние русской культуры, российских телепередач, выступлений певцов. Как Вы лично относитесь к такой инициативе?

- Культура, и в частности поп-культура, сама по себе не имеет национальной принадлежности, и не важно, какая она – российская, американская или еще чья-нибудь. Определенным слоям населения, возрастным группам нравятся разные проявления культуры. Люди имеют право находить то, что им по вкусу и больше соответствует духовным потребностям. Если отдельному человеку что-то не понравилось, это не повод вводить запреты.

Если же мы говорим о высокой культуре, об историческом наследии, то культура России, ее литература, искусство – это достижение мирового уровня. Как, впрочем, и в Литве есть свои достижения мирового уровня. Это все – непреходящие ценности. Это не только нужно уважать, но это надо знать. Игнорировать, а уж тем более пытаться запретить ознакомление с этим наследием, просто нельзя.

- В Ленинграде Вы учились в ЛГУ. Каковы впечатления от жизни в культурной столице России? Есть ли какие-то моменты, которые остались в Вашей памяти на всю жизнь?

- Запомнилось многое. Во-первых, библиотека Ломоносова. Она была кладезем знаний, ставшим для меня настоящим открытием. Я смогла познакомиться с достоянием мирового масштаба. В то время выбор был не так велик, разве что в Москве и Ленинграде была возможность получить доступ к редким книгам, потому библиотека меня действительно поразила.

Сохранился в памяти и сам город со всеми его пригородами. Это живая история, музей под открытым небом, настоящий архитектурный шедевр. Царские дворцы, фонтаны Петергофа и, конечно же, Эрмитаж.

А еще меня поразила душевность русских. Времена были не самые богатые, и мне запомнилась моя хозяйка, у которой я снимала комнату. Она всегда делилась со мной куском хлеба, всем тем, что у нее было. А еще она пекла очень вкусные блины, с медом, с маслом, с икрой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала